Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


 
Отзыв о круглом столе CNews 3 марта

Прошедший 3 марта круглый стол Cnews оставил двоякое впечатление. С одной стороны, много новых участников (обычно состав докладчиков мало меняется от мероприятия к мероприятию). Но с другой – слабое содержание. Большинство докладов вообще сложно было отнести к теме BPM, и, что больше всего огорчало, докладчики подавали под этим соусом совершенно не относящиеся к делу «блюда».

Пробежимся вкратце по докладам:

Как всегда, очень емкий и содержательный обзор рынка BPM от Марии Поповой – прогноз эволюции рынка BPM в мире. Основная мысль – BPM перестал считаться инновацией, постепенно превращаясь в мэйнстрим. По сравнению с недавним временем, когда на рынке BPM отмечалась постоянная динамика, сейчас рынок перешел в более стабильную, зрелую фазу, что говорить о повышении общего уровня зрелости BPM.

Андрей Коптелов, директор практики внедрения бизнес-приложений «Software AG & IDS Sheer», рассказал о продвижении компании в сторону создания исполняемых моделей процесса, о переводе моделей из ARIS в WebMethods (в этом направлении компания развивается с момента слияния). Андрей отметил, что на практике в компаниях только 20% процессов являются исполняемыми, остальные пока остаются бумажными регламентами (в лучшем случае). В жизни запустить процессы не так-то просто – нужна специальная подготовка, соответствующая архитектура. Ответом на известный вопрос, почему бы не реализовать процессы в имеющихся ERP-системах,  был приведенный докладчиком ответ специалистов SAP: «Сложная логика, в SAP это сделать невозможно». Это еще раз подчеркивает, что функционал ERP-систем не покрывает всех потребностей автоматизации BPM.

Доклад Романа Ткачева, операционного директора «BI Telecom», из разряда академических: что такое бизнес-процесс, типы бизнес-процессов, что значит «комплексное решение», что такое бизнес-правила. Не обошлось без рекламы, но это вполне оправдано в рамках подобного мероприятия. В целом, доклад очень ровный и интересный.

Еще один спонсор круглого стола, компания «Мегаплан» – новичок мероприятия. Представлял компанию директор по маркетингу Виктор Копченков. Сразу бросилось в глаза, что докладчик в теме «плавает». О том, что такое BPM, они имеет весьма поверхностное представление, но так как тема была задана, то он отдувался как мог. Отсюда невнятные фразы (цитирую): «оно быстро внедряется, потом регламент уже работает…» или маркетинговый перл «инструмент для управления процессами для тех, кто ничего не понимает в процессах», «хорошее управление – это когда не надо управлять». .. В общем, было весело, хотя это грустно.

Начальнику управления бизнес-процессов компании «БИС» Рахиму Сафиуллину доклад дался тяжело (ну не все рождаются лекторами, это понятно), но человек явно делился тем, что выстрадано на практике, поэтому доклад хоть и был насыщен прописными истинами BPM, но все же был довольно интересным. BPM-система нужна не всем (для чего нужна, а для чего – нет), программирование – не самое важное в BPM проекте, главное – достижение целей бизнеса, перспективность итеративного подхода. Из интересного – сравнение BPM-систем WebSphere Lombardi, BPM Savvion и Intalio.  Общей проблемой BPM-систем является, по мнению докладчика,  хранение данных бизнес-процессов. Рахим не просто обозначил проблему, но и предложил свой вариант решения. В завершение доклада он сделал интересное заключение о том, что потенциал BPM-систем используется не в полной мере, выделил основные проблемы, привел рекомендации. В целом, хороший, конструктивный доклад.

Доклад директора компании «Автоматизация бизнес-процессов» Дмитрий Шейнин уже в названии доклада обозначил подход, который реализуется в компании – «Система документооборота, как средство управления процессами» (так и хочется перефразировать: что есть, тем и пользуемся). Сложно комментировать доклад, который чисто о документообороте, а табличка приклеилась чужая – BPM. И самым перспективным инструментом управления процессами Дмитрий считает Lotus Notes. Дальше нет смысла комментировать.

Мария Вожегова, вице-президент по ИТ и операциям Росгосстраха – постоянный докладчик на подобных мероприятиях. Доклад был о реализованных проектах, поэтому вызвал очень много вопросов, часть из которых была вынесена на общую дискуссию.

Вице-президент ВТБ-24 Сергей Анохин пытался рассказать об элементах эффективного BPM, но на деле доклад получился не о Business Process Management, а о Performance. Поэтому ничего интересного по теме не прозвучало.

Неплохой доклад получился у начальника отдела архитектуры и перспективных разработок Сбербанка Сергея Рябова. Пожалуй, в категории «заказчик» этот доклад можно назвать самым полезным. Содержание доклада можно понять из презентации, а вот интересными были пара вопросов: - повлияло ли на выбор BPM-системы положение в гартнеровском квадранте? – Да, частично, выбирали из группы лидеров. В предисловии ко второму вопросу надо сказать, что при выборе системы делалось нагрузочное тестирование (после чего одна из довольно известных в России систем провалилась). Вопрос был о том, какая нагрузка тестировалась. Ответ: 3000 активных пользователей, без реальной интеграции (с заглушками). Так что продавцы – мотайте на ус.

«Инком недвижимость» представляла Татьяна Винярская, директор департамента контроллинга. Приятно, что появляются новые лица, но пока не слишком искушенные в процессных вопросах. Татьяна рассказывала о применении BPM в индивидуальном строительстве, о важности человеческого фактора. Послушать интересно, но все-таки это было не о BPM, это в большей мере типовая проектная деятельность.

 Станислав Уштей, бизнес-архитектор ООО «Газпром информ» поделился опытом построения информационной архитектуры в компании. Основная идея (цитата)  «Построение Целого через формализацию частного, построенного по образу и подобию Целого. Т.е. каждая Подсистема управления должна быть построена по одним принципам в не зависимости от ее специфики. И тогда становится возможна иерархическая дифференциация таких систем и сбор больших систем из малых» . Т.е. в компании выделены так называемые подсистемы управления, и они представляют собой конструктор, из которого складывается вся система управления объектами. Но речь идет об объектах ИТ, что, собственно, и следует из названия доклада: «Применение BPM и ITSM при создании подсистем управления».

Очень хорошее впечатление оставил доклад Максима Волкова, руководителя экспертной группы банковских технологий «СБ Банка». Постоянно звучало «мы шли от потребностей клиентов», «мы подумали, что клиентам удобнее…» и т.д. (захотелось стать клиентом «СБ Банка» : )). В банке BPM-система есть с самого рождения банка (собственная разработка). Ну что там лучше или хуже – это уже техника.  В принципе, доклад – это история развития BPM. Высказывание докладчика: «Современный банк – удивительный сплав консерватизма и стремления к использованию новейших технологий» очень хорошо подошло бы в качестве эпиграфа к докладу. Доклад интересный, все слайды с комментариями.

Доклад Александра Соколовского, директора по развитию новых технологий и Дениса Афанасьева, руководителя службы поддержки и развития ИТ систем операционного и финансового блоков компании Тройка Диалог, так же как и доклад Марии Вожеговой, назывался «эффективный BPM». Но, в отличие от Росгосстраха, Тройка Диалог видит эффективность в расширении функционала в сторону EDA (Event-Driven Architecture), объясняя это тем, что BPM хорош при автоматизации роста, совсем не подходит при падении, не очень подходит для автоматизации изменений и «Non real-time». Тогда как EDA подходит для автоматизации падения, подходит для автоматизации изменений, «Real-time», т.е. можно вмешиваться в "процесс" в течение его работы. У этой позиции есть свои сторонники, равно как и противники, поэтому комментировать тут нечего. Неплохой доклад.

Дискуссии, коих было две, после каждой сессии, были коротковаты. Во время первой дискуссии обсуждался вопрос, должен ли BPM формулировать цели или же он решает задачи. Высказывались многие, в результате пришли к согласию, что цели – не компетенция BPM, это уровень управления, т.е. над BPM. BPM решает задачи на уровне оперативного управления.

Вторая дискуссия в общем-то была скорее о содержании докладов круглого стола. Многие участники отметили, что многие доклады не имеют отношения к заявленной теме конференции, и  что это создает неверное представление об истинной сути BPM. Но, как ни странно, это тоже оказалось темой для обсуждения, так что определенная польза от дискуссии была и в этом случае.

В целом, организаторам можно поставить большой плюс за то, что смогли расшевелить так много новых компаний. Ну а с содержанием, думаю, они и так учтут пожелания.

 =WJ

Комментарии
#1 Андрей Гордиенко, 27.03.2011 12:36

Я отсутствовал на мероприятии, поэтому мне трудно судить. Но, может быть товарища из Мегаплана просто не совсем правильно поняли?

>> «хорошее управление – это когда не надо управлять»

Мне этот тезис понятен, и я с ним согласен. Если в сфере внимания руководителя находится каждая транзакция, то менеджер управляет всем, но это управление неэффективное, потому что отнимает у него много времени и сил и, в конечном итоге, он не может уделить внимания чему-то еще. Если же все транзакции контролируются автоматизированной системой (той же BPMS), а внимание менеджера привлекается только к случаям отклонений от "нормального" хода транзакций, то, при отсутствии отлонений менеджер, вроде бы и "не управляет" процессом. В этом случае менеджер имеет время и силы для того, чтобы более детально изучить статистику исполненных транзакций (или экземпляров процесса) и, возможно, найти способ, как его модифицировать, чтобы сделать еще более эффективным.

Что касается второй цитаты «инструмент для управления процессами для тех, кто ничего не понимает в процессах», я ее действительно не понимаю и не принимаю.

#2 Андрей Гордиенко, 27.03.2011 12:39

Презентация Марии Поповой очень понравилась. smile

#3 Андрей Гордиенко, 28.03.2011 09:32

Не понял тезис Александра Соколовского. Почему BPM не подходит для автоматизации изменений? По-моему, очень даже подходит, если поддерживается версионность шаблонов БП. Причем, подходит больше, чем что-либо еще.

#4 Юлия Вагнер, 28.03.2011 11:59

Андрей, "В этом случае менеджер имеет время и силы для того, чтобы более детально изучить статистику исполненных транзакций (или экземпляров процесса) и, возможно, найти способ, как его модифицировать, чтобы сделать еще более эффективным." - это и есть "управлять".
А постоянно пинать, контролировать, заставлять - это не управление, это надзор.
Видимо дурной тон пошел от практики любого продавца называть "менеджером по продажам". Как раньше любого выпускника технического вуза сразу называли инженером. Это порочная практика выхолащивания истинной сути вещей.
Хорошее управление - это когда можно управлять по науке, на основе анализа статистики поведения объектов, с применением конкретных методологий. А управление, когда не надо управлять - это анархия. Лично я против анархии smile

Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права