Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


 
Что умеют BPM-системы

Литература:

Что умеют BPM-системы

Для BPM-системы обязательно наличие трех компонент [WIKI]:

  1. средства моделирования схем бизнес-процессов
  2. исполнительный «движок» бизнес-процессов
  3. средства мониторинга бизнес-процессов

Для моделирования в BPM-системах используются графические дизайнеры бизнес-процессов, схожие с тем инструментарием, который традиционно использовали бизнес-аналитики в проектах реинжиниринга. Основное отличие в том, что схемы процессов в BPM ближе к Workflow-диаграммам. Это делает их более интуитивно-понятными, чем популярные среди аналитиков DFD и IDEF0-диаграммы. Некоторые системы позволяют импортировать и экспортировать схемы из других редакторов, например из Microsoft Visio или IDS Scheer ARIS.

Для того чтобы сделать схемы, нарисованные в разных дизайнерах, одинаково понятными всем, разработана стандартная нотация BPMN (Business Process Modeling Notation) [BPMN]. Стандарты BPEL (Business Process Execution Language) [BPEL] и XPDL (XML Process Definition Language) [XPDL] регламентируют форматы для хранения схем бизнес-процессов; и тот, и другой являются подмножествами XML.

Готовая схема в виде XML-файла загружается в движок BPM (BPM Engine), после чего можно запускать экземпляры процессов. Движок выполняет их, следуя по схеме: он переходит от шага к шагу, назначая задания пользователям или группам, определенным для каждого шага процесса. При этом у исполнителей в персональном списке заданий появляется строка с названием шага. Cписок заданий формируется и поддерживается BPM-системой.

Исполнение бизнес-процесса напоминает электронный документооборот, и иногда BPMS называют системой документооборота. Но это примерно то же самое, что считать компьютер большим калькулятором — да, он это умеет, но это лишь малая часть его возможностей. Так же и BPMS шире, чем просто документооборот [ROOTS]. Системы документооборота не предусматривают циклического развития, не имеют адекватных возможностей интеграции.

Мониторинг процесса в первую очередь подразумевает возможность оперативно отслеживать, на каком шаге находится процесс, и кто является ответственным за его выполнение. Средства мониторинга позволяют также создать систему ключевых показателей эффективности (KPI, Key Performance Indicators) и с их помощью проводить статистический анализ исполнения процесса.

Для того чтобы процесс мог успешно существовать и развиваться, его необходимо постоянно улучшать. Следовательно, схема процесса должна меняться. BPM-системы позволяют выполнить изменения схемы при помощи графического дизайнера, не прибегая к программированию. Это означает, что как только аналитик меняет условия игры, система начинает играть по новым правилам.

Однако говорить о том, что можно обойтись совсем без программирования — это преувеличение. Хотя BPM-система и позволит запустить на исполнение бизнес-процесс, только что нарисованный бизнес-аналитиком, взаимодействовать с ним вам придется через довольно примитивные экраны пользовательского интерфейса, которые система сгенерировала автоматически. Для интеграции с внешними системами и для создания качественного пользовательского интерфейса программировать все же придется, и тут многое зависит от возможностей конкретной BPM-системы.

Один из часто задаваемых вопросов: может ли BPMS заменить собой ERP, CRM, MES-систему? Ответ: не может и не должна. Прежде всего, BPMS — это системное, а не прикладное программное обеспечение, и поэтому корректнее сравнивать ее с СУБД, а не с ERP. Кроме того, подход к автоматизации на основе BPMS в принципе ставит перед собой задачу не заменить существующие системы, а придать им новое качество за счет совместного использования. BPM-систему следует использовать для того, чтобы связать воедино всех обитателей «информационного зоопарка», воспользовавшись для этого заложенными в нее возможностями интеграции на уровне данных и на уровне приложений.

Еще одна область применения BPMS — это интеграция между бизнес-партнерами, так называемая B2B (Business-to-Business) интеграция. Оценить эту возможность по достоинству пока могут немногие, но актуальность задач B2B растет, и возможности BPMS здесь будут востребованы.

Литература

[WIKI] Wikipedia: The Free Encyclopedia. “Business Process Management”

[BPMN] Object Management Group/Business Process Management Initiative. “Business Process Modeling Notation (BPMN), Version 1.0”. www.bpmn.org. 2004.

[BPEL] OASIS Web Services Business Process Execution Language (WSBPEL) Technical Committee. “Business Process Execution Language for Web Services, Version 1.1”. www.bpelsource.com. 2003.

[XPDL] Workflow Management Coalition. “Process Definition Interface — XML Process Definition Language, Version 2.00”. www.wfmc.org. 2005.

[ROOTS] Анатолий Белайчук. “Истоки BPMS”. www.bpms.ru.  

Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права