Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


 
Состояние BPM к 2010 году

Полная версия отчета доступна здесь. Мы представляем сокращенную версию.

Что сегодня понимают под BPM

Совсем нелишний вопрос. Начнем с того, что уже сама аббревиатура имеет две «легальных» расшифровки – Business Process Management и Business Performance Management (напомним сразу, что в нашем случае речь идет о Business Process Management). Но если бы только так! Гораздо сложнее дело обстоит с самой сутью BPM. Кто-то считает BPM общим подходом к управлению изменениями бизнес процессов, тогда как другие считают его подходом к автоматизации исполнения бизнес-процессов.

Вопрос: что из нижеследующего лучше всего описывает, что подразумевается под BPM в вашей организации:

2005

2007

2009

Сквозная методология, предназначенная для управления организацией, базирующаяся на ключевых процессах

141

40%

110

40%

93

36%

Системный подход к анализу, перепроектированию, улучшению и управлению специфическими процессами

93

26%

79

29%

88

34%

Инициативы, направленные на снижение затрат за счет повышения производительности отдельных процессов

41

12%

36

13%

33

13%

Новые программные технологии, которые облегчают ИТ управлять и измерять исполнение процессных потоков и процессных программных приложений

56

16%

26

9%

22

8%

Другое

22

6%

23

8%

23

9%

Всего

353

100%

274

100%

259

100%

Опрос показал, что постепенно представление о BPM смещается от ИТ-представлений в сторону управленческой методологии. Вместе с ним изменился и характер интереса, который проявляют организации к BPM.

Вопрос: как вы охарактеризуете интерес к BPM в вашей организации?

2005

2007

2009

Основная стратегическая приверженность исполнительного менеджмента

92

28%

70

26%

50

19%

Твердые намерения выполнить несколько проектов по управлению процессами верхнего уровня

77

23%

64

24%

86

33%

Твердые намерения выполнить несколько проектов по управлению процессами верхнего уровня

77

23%

69

25%

77

29%

Изучение возможностей

68

20%

63

23%

42

16%

Нет интереса

19

6%

6

2%

7

3%

Всего

333

100%

272

100%

262

100%

Из этой таблицы видно, что если раньше для большинства компаний интерес  определялся как основная стратегическая приверженность исполнительного менеджмента, то в 2009 году этот интерес сместился  в сторону увеличения количества проектов по управлению процессами верхнего уровня. Так же возросло число начинающих.

Вопрос: зачем вам BPM?  

Обычно ответы звучат так: снижение затрат, улучшение существующих процессов и т.д. Следующая таблица – ответ на этот вопрос респондентов:

2005

2007

2009

Экономия, снижение себестоимости, повышение производительности

111

33%

152

56%

153

58%

Улучшение существующей продукции, создание новой продукции, ввод новых бизнес-линеек, чтобы сохранить конкурентоспособность

64

19%

97

36%

65

25%

Единоразовое событие (поглощение или приобретение)

7

2%

11

4%

14

5%

Управление правительственными или бизнес-рисками (Sarbanes-Oxley, ISO 9000)

37

11%

46

17%

37

14%

Повышение удовлетворенности заказчиков для сохранения конкурентоспособности

64

19%

102

37%

85

32%

Потребность улучшения координации управления или огранизационного реагирования

77

23%

138

51%

119

45%

Потребность улучшить управление ИТ ресурсами (ERP системами)

31

9%

53

19%

46

18%

Другое

31

9%

31

11%

19

7%

Зрелость BPM

На вопросы о зрелости процессов и эффективности авторы исследования предложили отвечать следующим образом: «никогда», «время от времени» (1-30% времени), «регулярно» (31-60%), «в большинстве случаев» (61-99%), «всегда» (100%). Вопросы расположены таким образом, чтобы их можно было оценивать по CMMI (Capability Maturity Model Integration) .

Вопрос: Используют ли различные подразделения, выполняющие идентичные действия, стандарты или идентичные процессы?

Этот вопрос особенно актуален для тех организаций, которые прошли через приобретение или поглощение, либо имеют множество разрозненных подразделений.

2005

2007

2009

Никогда (0%)

19

6%

17

6%

6

2%

Время от времени (1-30%)

153

47%

124

46%

120

46%

Регулярно (31-60%)

80

24%

79

29%

90

34%

В большинстве случаев (61-99%)

63

19%

47

17%

33

13%

Всегда (100%)

13

4%

5

2%

12

5%

Всего

328

100%

272

100%

261

100%

Вопрос: Определены ли в вашей организации модели процессов для основных цепочек ценности?

Многие организации начинают свои BPM инициативы с локальных подразделений, что соответствует 2-му уровню по шкале CMMI. И только когда эти инициативы переходят в масштаб предприятия, можно говорить о 3-м уровне – процессы пересекают границы подразделений, и предприятия начинают думать в терминах цепочек создания ценности.

2005

2007

2009

Никогда (0%)

64

20%

30

11%

25

10%

Время от времени (1-30%)

106

32%

118

44%

102

39%

Регулярно (31-60%)

72

22%

63

23%

58

22%

В большинстве случаев (61-99%)

66

20%

46

17%

62

24%

Всегда (100%)

19

6%

13

5%

13

5%

Всего

327

100%

270

100%

260

100%

Вопрос: Имеет ли организация стандартные измерения для оценки эффективности основных процессов?

Большинство компаний имеют стандартный набор KPI. Но, к сожалению, часто эти показатели не отражают специфики цепочек создания ценности, и привязаны к функциональным единицам. Поэтому часто KPI не дает достаточно точного определения, какие процессы требуют улучшений. Следующая таблица показывает, что в этом направлении есть сдвиги:

2005

2007

2009

Никогда (0%)

64

20%

30

11%

25

10%

Время от времени (1-30%)

106

32%

118

44%

102

39%

Регулярно (31-60%)

72

22%

63

23%

58

22%

В большинстве случаев (61-99%)

66

20%

46

17%

62

24%

Всегда (100%)

19

6%

13

5%

13

5%

Всего

327

100%

270

100%

260

100%

Вопрос: Используется ли программное обеспечение для поддержки процессов?

В идеале хорошо работают те процессы, которые поддерживаются при помощи соответствующего программного обеспечения. На деле же программное обеспечение часто не может поддерживать быстро меняющиеся процессы. Отсюда у сотрудников предприятия часто возникает ощущение «борьбы» с программным обеспечением – они наталкиваются на ограничения системы, и ищут возможности их обойти. Шаблоны процессов в 2009 году часто оставались такими же, как и в предыдущие годы, поэтому мы имеем слишком низкий показатель «всегда» в сравнительной таблице: 

2005

2007

2009

Никогда (0%)

25

8%

26

10%

20

8%

Время от времени (1-30%)

136

42%

139

51%

124

48%

Регулярно (31-60%)

106

33%

61

23%

62

24%

В большинстве случаев (61-99%)

46

14%

38

14%

47

18%

Всегда (100%)

13

3%

6

2%

7

3%

Всего

326

100%

270

100%

260

100%

Вопрос: Содержат ли ваши процессы действия, выполняемые внешними поставщиками/партнерами?

Речь идет о создании, так называемых, виртуальных предприятий, когда, к примеру, размещенный у поставщика заказ может быть отслежен на каждом шаге своего прохождения через предприятие-поставщика.

2005

2007

2009

Никогда (0%)

81

25%

60

22%

61

23%

Время от времени (1-30%)

115

35%

125

46%

115

44%

Регулярно (31-60%)

72

22%

50

19%

44

17%

В большинстве случаев (61-99%)

40

12%

26

10%

28

11%

Всегда (100%)

18

6%

8

3%

13

5%

Всего

326

100%

269

100%

261

100%

Стандарты

В настоящее время невозможно выделить единый стандарт, который признавался бы всеми вендорами единственно правильным, и принимался безоговорочно. Но некую группу все же можно выделить. Авторы предложили респондентам следующий список (можно было выбрать несколько позиций):

2005

2007

2009

ISO 9000

142

49%

104

40%

89

36%

Sarbanes-Oxley

131

45%

86

33%

74

30%

CMM/CMMI

82

28%

73

28%

75

30%

BPEL

68

23%

67

26%

49

20%

XPDL

15

6%

16

5%

BPMN

65

22%

106

41%

126

51%

UML

96

33%

78

30%

59

24%

OMG Business Process Metamodel

28

10%

19

7%

18

7%

OMG Business Rules Metamodel

12

4%

10

4%

14

6%

OMG Business Process Maturity Model

28

10%

35

14%

OMG Model Driven Architecture (MDA)

21

8%

18

7%

Другие

60

21%

61

23%

48

19%

Из ответов видно, что больше всего удалось укрепить свои позиции BPMN (более 50% - это уже серьезная заявка). Интересно, что BPEL, изначально предназначавшийся как средство перевода BPMN в программный код, в росте явно не прибавил.

BPM сегодня

Вопрос: на чем организации фокусируют свое внимание сегодня?

2005

2007

2009

На улучшении отдельных процессов на уровне департаментов

84

32%

На автоматизации процессов

59

23%

На улучшении имеющихся процессов

84

32%

На переконструирование процессов предприятия

64

25%

Определение системы измерения процессов предприятия

47

18%

Определение систему управления процессами предприятия

44

17%

Каждая компания, так или иначе, отреагировала на мировой кризис. Понятно, что те компании, которые не пережили спада и обанкротились, не принимают участия в исследовании. А те, кто принял участие в опросе, подтверждают поговорку о том, что внимание к бизнес-процессам – это доказательство спада.  

Вопрос: как отреагировала ваша компания на кризис в части BPM инициатив?

2005

2007

2009

Резко сократили, и пока не видно конца

25

10%

Резко сократили, но уже начинаем снова проявлять активность

30

12%

Сократили, но продолжили заниматься BPM

75

29%

Сократили, но сейчас опять ускорились

19

7%

Не сокращали

90

35%

Другое

21

8%

Всего

260

100%

Что касается планов на будущее, то следующий график очень наглядно иллюстрирует, на что будут направлены инициативы компаний в будущем:

 

И в заключении авторы приводят оценку состояния рынка BPM в соответствии с моделью Мура, о которой они писали в статье «Что ждет BPM в 2010?». Точнее – они пишут, что, к сожалению, к BPM в целом применить модель Мура достаточно сложно, поскольку это, скорее, не единый рынок, а множество разрозненных сегментов. Наиболее уместно в данном случае говорить о рынке всевозможных BPM-инструментов – BPMS. В соответствии с моделью Мура, этот рыной сейчас находится в стадии Early Adopters.

=WJ

Комментарии
#1 Сергей Кузин, 19.02.2010 13:39

Странное какое-то сравнение, особенно в области стандартов: например, сравнение UML и BPMN с ISO 9000 и CMMI (сладкое с холодным)

#2 Юлия Вагнер, 19.02.2010 15:38

Сергей,
то и интересно, что каждый по-своему понимает стандарты.
Из этой таблицы, скорее, не степень популярности стандартов можно определить, а уровень понимания BPM.

#3 Сергей Кузин, 24.02.2010 14:20

Тогда у авторов опроса оно довольно странное, понимание-то :-)

#4 Юлия Вагнер, 01.03.2010 18:26

Нет, я так не думаю. Дело в том, что в той или иной степени все из перечисленного является стандартами (ну, что-то может быть с натяжкой, но те, кто этим пользуется, искренне в это верят :-)). И все имеет прямое или косвенное отношение к BPM. Авторы же (далеко не новички в BPM) просто дали возможность выбрать из всего, что вообще связывают с BPM, как я понимаю (кому и язык стандарт :-)) Интересно, что же кроется под грифом "Другие"? smile))

Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права