|
|||||||||
|
|||||||||
С тех пор, как появился BPM, ему периодически пророчат то светлое будущее, то неминуемую скорую смерть. Период мирового кризиса явился своеобразным показателем выживаемости для многих, и для BPM в частности. С одной стороны, думать об инновациях в условиях спада экономики – это может позволить себе не каждая компания. В то же время, кризис – кризисом, но отменить присущую современной экономики «быстроизменчивость» (agility) навряд ли кому-то удастся. А, следовательно, единственным способом удержать и развить свои позиции на рынке по-прежнему остается построение гибкого бизнеса, опирающегося на управляемые и совершенствующиеся бизнес-процессы. Так что ожидает BPM в наступившем 2010? По мнению Пауля Хармона и Селии Вольф (Paul Harmon and Celia Wolf, BPTrends, The Year Ahead) говорить о развитии BPM имеет смысл в связке с пограничными методологиями, такими как Lean, Six Sigma, Business Rules Management, Balanced Scorecard, а также с инструментами моделирования и автоматизации бизнес-процессов. Все перечисленное имеет своей целью совершенствование бизнес-процессов и все эти подходы имеют свойство изменяться по мере изменения экономической ситуации. В 2010 году, по мнению авторов, внимания бизнес-процессам будет уделяться больше. Другой вопрос, будет ли это вызвано желанием сократить расходы, или подготовкой к росту. Для отдельных компаний это во многом будет зависеть от состояния экономик их стран. Если оглянуться назад, то можно увидеть, что о процессах стали говорить довольно давно. В 80-х были популярны Rummler-Brache и Six Sigma. В 90-х появился интерес к автоматизации бизнес-процессов, и популярными были BPR (реинженириг), ERP и Workflow. А последние 10 лет отметились невероятным ростом интереса к BPM и развитием BPMS, как к методологии и подходу улучшения и систематичного управления бизнес-процессами. Почему сейчас кое-кто предрекает BPM скорую смерть? Скорее всего, это утверждение основывается на том, что печатные издания не любят говорить об одном и том же слишком долго – каждые два-три года им нужна «следующая новая вещь», для того, чтобы обеспечить интерес. Поэтому они хватаются за разные новые названия, которые, на самом деле, не что иное, как улучшение бизнес процессов, только под другим именем. Пауль и Селия предлагают применить к BPM анализ Мура (Moore). Смысл его заключается в том, что все новые технологии имеют четыре стадии жизненного цикла (см. рисунок):
На рисунке виден разрыв между второй и третьей стадией – так называемая Пропасть Мура. Этот разрыв означает, что большинство инноваций не преодолевают порог между 2-ой и 3-ей стадией, и, не сумев доказать свою состоятельность, просто перестают существовать. О том, в какой стадии находится новая технология, можно судить, например, по конференциям. Если среди выступающих присутствуют только компании, продвигающие идею, и говорящие о новой технологии – значит технология в стадии инновации. Слышите о каких-то бизнес-кейсах, о возможных выгодах и преимуществах – тогда это стадия ранних пользователей. В это же период поставщики озабочены наращиванием объемов, поэтому постоянно говорят о стандартах, интерфейсах и т.д. Если же технология действительно преодолела пропасть, и попала в стадию раннего большинства, то продавцы все меньше говорят о технологии, а все больше продвигают решение бизнес-проблем. Показателем того, что технология успешно преодолела пропасть Мура является то, что крупные вендоры (такие, к примеру, как IBM, SAP и др.) включают ее в свой пакет продуктов, иногда за счет покупки более мелких вендоров. Итак, анализ Мура для BPM. Поскольку BPM очень многообразен, то авторы статьи сделали анализ по нескольким направлениям. Business Process Improvement Об усовершенствовании бизнес-процессов говорили еще начиная с 1911 года, когда Тейлор опубликовал «Научный менеджмент». И с тех пор, в каких бы экономических условиях не находились компании, они постоянно озабочены этим вопросом. Сейчас его актуальность не только не пропала, но стала еще более ярко выражена. И те компании, которые не стремятся управлять и оценивать себя с процессной перспективы, рано или поздно обречены на провал. Lean Six Sigma Lean и Six Sigma появились в 80-х, и они в большей степени ориентированы на контроль качества. Многие считают, что в последние 10 лет они вступили в альянс, и Lean расширил Six Sigma. Сейчас они находятся где-то в стадии раннего большинства, но, несмотря на это, область их применения достаточно узка, и ее необходимо расширять процессными технологиями. Business Process Redesign Идея реорганизации, в отличие от Lean Six Sigma, больше ориентирована на ИТ и автоматизации. Часто это некая вариация бизнес-анализа, слишком близкая к ИТ-традициям. На самом деле, Process Redesign должен интегрировать часть своего инструментария с подобными инструментами, существующими в Business Analysis и Lean Six Sigma. Business Rules Management Business Process Redesign и Business Rules Analysis так же, как и Lean с Six Sigma, находятся где-то в процессе слияния. Это произошло как-то незаметно, т.к. большинство проблем, которые приходилось решать процессным аналитикам, были связаны именно с анализом бизнес-правил. Business Process Management Systems Интернет технологии существенно расширили возможности слияния различных программных продуктов. В настоящее время мы наблюдаем слияние Process Modeling, Workflow, Enterprise Application Integration, ERP, Business Intelligence, Business Rules Management. Эта идея преследовала многих процессных аналитиков в течение последнего десятилетия, и воплотилась в современный BPM-системах - BPMS. Этот рынок и по сей день остается очень динамичным – появляются новые компании, происходят слияния и поглощения. Последний годы были отмечены рядом крупных приобретений ведущих игроков, таких как IBM, Oracle, Microsoft, SAP и Software AG. Однако, несмотря на столь активное развитие, BPMS еще не перешел пропасть Мура. Большинство компаний до сих пор только присматривается, как лучше использовать эти инструменты. Business Process Management Здесь авторы подчеркивают, что они имеют в виду BPM не как автоматизацию бизнес-процессов при помощи BPM-систем, а как стремление к управлению процессами на систематической основе, и их усовершенствование. BPM и BPMS действительно тесно связаны друг с другом. И многие организации используют BPMS, не решив проблемы BPM, тем самым превращая BPMS в обычное средство разработки. В действительности же BPMS интересен там, где большинство бизнес-процессов действительно управляются, и это происходит на постоянной основе – то есть там, где технология является лишь средством поддержки методологии. И сейчас можно отметить появление именно таких компаний. Но несмотря на то, что некоторые компании достигли уже довольно высокого уровня зрелости, все же пока что BPM находится на стадии Early Adopters, и еще не преодолел пропасти Мура. Однако, хотя мировой кризис и не способствовал общему развитию BPM, но худшего все же удалось избежать. Доверие к BPM не прошло, и сейчас компании стали инвестировать больше средств в развитие своих бизнес-процессов. BPM, без сомнения, получил новый импульс, и в настоящее время он представляет собой развивающийся рынок. Практики BPM продолжают выяснять, как объединить технологии и бизнес, стремятся создавать более эффективные способы управления в масштабе организаций. Отсюда можно предположить, что BPM будет продолжать развиваться, и, по мнению авторов статьи, возможно 2010 год станет годом, когда BPM получит значительный импульс. Но он не станет годом достижения пика развития, так что все еще впереди. Gartner заглянул немного дальше, сделав прогноз до 2014 года (Gartner Reveals Five Business Process Management Predictions for 2010 and Beyond). По мнению аналитиков Garner, так как организации продолжают использовать BPM для повышения эффективности деятельности в сложных экономических условиях, то это будет толкать BPM от последовательных, предсказуемых процессов к процессам неструктурированным. Наиболее неструктурированной является работа умственных работников, и основное направление развития BPM Gartner видит именно там. К 2012 году, по прогнозам Gartner, 20% клиенто-ориентированных процессов при помощи BPM-технологий станут приспособленными к «умственным» процессам и ориентированными на выполнение пожеланий каждого заказчика «точно вовремя». Учитывая одновременное развитие различных интерактивных технологий – социальных сетей, игр, ПО для телефонов и проч. – это может послужить хорошим толчком для развития и BPM-технологий. Это хороший шанс для конечных пользователей повысить требования к BPMS, или хороший повод сменить вендора. К 2013 году будет востребован динамический BPM для компаний, которые стремятся повысить свою производительность в условиях хаотичной внешней среды. ИТ компании окажутся перед необходимостью создания инструментов, которые позволяют избегать каких-либо задержек в изменениях бизнес-процессов. Речь идет о том, что изменение бизнес-процессов не должно быть прерогативой ИТ, и должно быть так же доступно бизнес-пользователям, как и изменение бизнес-правил и артефактов. Изменения могут происходить где угодно. Естественно, с необходимой координацией изменений, чтобы не получилось хаоса. Еще до 2014 года оправдает себя утверждение, что композиция дает больше возможностей и приносит большую выгоду, чем разработка. Это потребует определенного сдвига в представлениях некоторых организаций. Традиционные подходы к разработке не сочетаются с SOA+BPMS подходом. Организациям придется учиться управлять распределенными группами. И текущая ситуация, что только 2% ИТ-специалистов обучаются управлению взаимоотношениями, должна будет измениться. Так же Gartner считает, что к 2014 году в общем объеме работ по интеграции предприятий 35% будет составлять Business Process Network – сетевое взаимодействие бизнес-процессов. Традиционная горизонтальная интеграция В2В не дает такого обмена артефактами, который необходим для более тесной интеграции. К 2014 году 40% бизнес-менеджеров и работников умственного труда будут использовать различные модели бизнес-процессов в своей ежедневной работе, по сравнению с 6% в 2009. Как видим, и аналитики Gartner, и аналитики BPTrends оптимистичны в своих прогнозах, и пока что не склонны хоронить BPM. Скорее они рассчитывают на определенный толчок в 2010 году. Затронет ли это рынок BPM в России – это пока трудно предсказывать. Но и у нас есть основания для оптимизма. Если судить по тем же публичным выступлениям, то количество успешных внедрений в 2009 году существенно увеличилось по сравнению с предыдущими годами, что говорит о том, что над пропастью Мура мостик уже намечается. =WJ Комментарии |
|||||||||
Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права | |||||||||
|
По поводу долгосрочных перспектив BPM лучше Раммлера не скажешь: bpms.ru/library/reviews/09/rummler-interview/index.html
BPM могут переименовать, например в BPP, но бизнес-процессы, технология и методология управления ими никуда не денутся.