|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Литература: Анатолий Белайчук BPM-системы иногда рассматривают как разновидность систем документооборота и как технологию интеграции корпоративных приложений. И тот, и другой взгляд имеют под собой некоторые основания, но основное назначение BPM-систем — управление бизнес-процессами. Содержание: Бизнес-процессыОпределение бизнес-процесса, которое дает один из авторов концепции реинжиниринга бизнес-процессов Майкл Хаммер:
В зависимости от контекста, термин бизнес-процесс может означать и метод, технологию в приведенном выше смысле, и конкретный, протекающий «здесь и сейчас» процесс, например, заказа продукции клиентом. Там, где необходимо подчеркнуть разницу между этими понятиями, для них используются соответственно термины схема или описание и экземпляр бизнес-процесса. Бизнес-процесс иногда называют технологией — технологией получения коммерческого результата. При этом подчеркивается повторяемость: требуемый результат неукоснительно вытекает из заданных предусловий при соблюдении установленной процедуры. Но бизнес-процесс — это больше, чем просто следование установленной процедуре. Строгое определение бизнес-процесса, данное выше, требует, чтобы процедура эта была оптимизирована на удовлетворение потребности клиента. Если работа на предприятии (включая систему стимулирования) организована так, что работники, менеджеры, отделы преследуют свои узкие цели и никто из них не беспокоится о достижении нужного клиенту результата, то это значит, что основная идея бизнес-процессов данным предприятием не усвоена. Концепция бизнес-процессаИсторически концепция бизнес-процесса появилась как ответ на органические недостатки управления, организованного по функциональному признаку. Традиционно управление предприятием делится на функциональные области, за которые отвечают отделы: бухгалтерия, финансы, снабжение, продажи, производство и т.д. Фундаментальная неэффективность такой системы обусловлена тем, что в ней каждый преследует цели личные или своего подразделения и никто не нацелен на конечный результат — удовлетворение потребности клиента. Иллюстрация проблем, возникающих в такой системе, на каноническом примере процесса продажи товара:
Подобные проблемы конечно решаются, но только непрекращающимися усилиями менеджмента. Управление на основе бизнес-процессов — это путь к решению их на системной основе. Бизнес-процессы призваны «сломать стены между отделами» и подчинить деятельность предприятия главным, а не локальным целям. Схемы бизнес-процессов — это особо ценная форма интеллектуального капитала компании. Но, как показал опыт 90-х годов, накопление его идет слишком медленными темпами и обходится слишком дорого. Проблемы реинжиниринга бизнес-процессовТеоретически внедрить бизнес-процесс можно двумя способами: либо разработав его «с чистого листа», либо критически переработав существующую практику. Первому подходу соответствует английский термин engineering (конструирование), второму — re-engineering (повторное конструирование, перестройка). Потребность в технологиях ведения бизнеса проявляется по мере взросления и роста компании; пока компания состоит из нескольких увлеченных основателей и производит уникальный продукт и услугу, бизнес может быть «кустарным». Поэтому интерес к бизнес-процессам в первую очередь проявляют зрелые компании, работающие в стабильных отраслях. А для таких компаний возможен только путь перестройки уже существующей практики, отсюда — устойчивое словосочетание «реинжиниринг бизнес-процессов». Реинжиниринг бизнес-процессов подразумевает вполне определенную последовательность шагов:
Хотя существует ряд впечатляющих примеров успеха компаний, радикально перестроивших схему своих операций на основе бизнес-процессов, проекты реинжиниринга сопряжены с большими затратами и высокими рисками. По некоторым оценкам, доля удачных проектов реинжиниринга составляет всего 30%, причем в самом тяжелом случае неудача проекта может привести к краху компании. Характерные проблемы из практики (в том числе отечественной) реинжиниринга бизнес-процессов: Потеря фокуса
Неустранимый разрыв между «as-is» и «to-be»
Инструмент непрямого действия
BPMS как решение проблем реинжинирингаBPM-система эффективно решает перечисленные выше проблемы: На выходе — не «картинки», а работающая система
Схема бизнес-процесса в BPM предельно конкретна
BPM — средство изучения бизнес-процессов
Непрерывный реинжиниринг собственными силами
Различие подходов суммируются в следующей таблице:
Преимущества BPM в значительной степени обусловлены радикальным сокращением затрат и сроков по сравнению с традиционной разработкой. Соответственно, важный критерий при выборе BPMS — это то, насколько быстро та или иная система позволяет разработать и инсталлировать схему бизнес-процесса и интерфейсные веб-приложения, состыковать бизнес-процесс с внешними приложениями. Системы документооборотаСистемы управления документооборотом исторически развивались от отслеживания местонахождения и состояния документов к поддержке совместной работы над документами, составлению и контролю маршрутов их движения. В сегодняшних ECM-системах (Enterprise Content Management, управление корпоративным контентом) коллективную разработку и исполнение документов обеспечивают модули Workflow. Области применения BPM-систем и модулей Workflow ECM-систем близки, но не сводимы друг к другу: существуют бизнес-процессы, в которых документы отсутствуют или их роль мала, и наоборот, работа над документами возможна вне бизнес-процесса. Кроме того, между ECM/Workflow и BPM есть существенные технологические и методические отличия:
BPM как ответ на ограниченность систем документооборотаТипичные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия и организации при внедрении систем документооборота:
Обоим требованиям — открытости и масштабируемости — удовлетворяют BPM-системы, реализованные на платформе J2EE. Платформа J2EE основана на открытых, поддерживаемых лидерами ИТ-отрасли, стандартах, что способствует интеграции с корпоративными приложениями. Многоуровневая архитектура J2EE позволяет достигать высокой производительности и надежности за счет распределения нагрузки между серверами. Интеграция приложенийДилемма, постоянно стоящая перед пользователями информационных систем: что предпочесть, программные решения от одного доверенного поставщика («Single Vendor») или же набор решений, лучших каждое в своем классе программного обеспечения («Best of Breed»),— естественно, от разных поставщиков. В разные годы баланс предпочтений пользователей смещался то в одну, то в другую сторону. Так, для 80-х годов была характерна «лоскутная автоматизация» — множество АРМов от разных поставщиков. К 90-м этот подход себя исчерпал и все поверили во всемогущество ERP: предполагалось, что, внедрив ERP-систему, предприятие удовлетворит если не все, то почти все свои потребности; соответственно, подход «Single Vendor» стал выглядеть более предпочтительным. С опытом пришло понимание, что ERP — это еще не все. С другой стороны, и сама концепция ERP подверглась «урезанию». Сегодня, в зависимости от личных предпочтений того или иного вендора или автора, он может относить или не относить к ERP:
В результате, по оценке Gartner Group, сегодня ERP-система в среднем покрывает 40% потребностей предприятия против 70% в прошлом. Нынешние заказчики все меньше склонны ждать всеобъемлющего решения от одного поставщика и все больше внимания уделяют интеграции приложений. Сервис-ориентированная архитектураДля этого изменившегося ландшафта была предложена новая технология. Идея сервис-ориентированной архитектуры (SOA, Service-Oriented Architecture) — это не платформы и не протоколы, а стремление уйти от бесконечного переписывания программного обеспечения и от болезненной смены одной корпоративной системы на другую, еще более интегрированную и функциональную. В самом деле, стоит ли переписывать модуль, например, подготовки счетов-фактур, из-за того, что система, в которую он входит, теперь будет включать CRM? Может быть вместо этого зафиксировать «достаточно хороший» модуль и наращивать функциональность, интегрируя модули каким-то другим способом, без переписывания? Сервис-ориентированная архитектура как раз и указывает такой способ: нужно «обернуть» функции существующих приложений при помощи вебсервисов, превратив их тем самым в стандартные «строительные блоки», которые можно будет использовать самыми разнообразными способами. Управление последовательностью вызовов вебсервисов и передачей данных между ними называется «дирижированием вебсервисами» (Web Service Orchestration). BPM-системы идеально вписываются в эту картину в качестве дирижера вебсервисов, а формулировка задачи интеграции корпоративных приложений получает логическое завершение: интеграция приложений на основе бизнес-процессов. Уникальность вебсервисов как технологии интеграции в том, что она активно поддерживается как Microsoft, так и противостоящим лагерем сторонников Unix, Linux, Java. В результате вебсервисы — это наилучшая технология, для интеграции приложений Microsoft .NET и Java. Однако, при всей перспективности SOA надо заметить, что повсеместный переход на эту архитектуру пока не состоялся. Если взять, например, 1С как наиболее распространенную в России корпоративную систему, то сегодня обратиться к ней через вебсервисы не удастся. Поэтому прагматичные вендоры BPM предлагают спектр интеграционных возможностей: вебсервисы, JDBC (Java DataBase Connectivity) для доступа к базам данных, JCA (Java Connection Adapters) для доступа к бизнес-объектам. Бизнес-процессы и базы данныхВ учебниках по базам данных в качестве примеров рассматривается статическая информация: перечни инвентарных объектов, контрагентов, сотрудников и т.п. Но опытные программисты знают, что сложность структуры базы данных и трудоемкость разработки возрастают на порядок, когда мы перестаем рассматривать эти данные как статические и начинаем отслеживать их изменения: переходы сотрудников с одного места работы на другое, передачи товаров по накладным, дооборудование и переоценка основных средств. Причем при ближайшем рассмотрении любой объект из статического становится динамическим, например, простая задача ведения административной структуры становится ведением организационно-штатной структуры.
BPM-системы, со своей стороны, нацелены на динамический аспект информации, но не предназначены для хранения и обработки статических данных. Таким образом, технологии DBMS и BPMS органически дополняют друг друга, а разработчики, освоившие и тот, и другой инструмент и интегрировавшие в свои системы и базу данных, и «движок» BPMS, могут добиться большего с меньшими усилиями и в сжатые сроки. Появление BPMS как нового класса системного программного обеспечения по значимости сравнимо с появлением в начале 80-х коммерческих DBMS (СУБД) общего назначения. С появлением BPMS жестко зашивать схему конкретного бизнес-процесса в коды программы или использовать частные, нестандартные механизмы описания бизнес-процессов ERP-систем, стало столь же нерациональным, что и использование для хранения данных внешних файлов вместо СУБД. |
||||||||||||||||||||
Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права | ||||||||||||||||||||
|