Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


 
Пояснения к используемому инструментарию

Литература:

Пояснения к используемому инструментарию

Наш проект был реализован в BPM-системе Unify NXJ. Дадим необходимые пояснения к принятым в этой системе терминам и условным обозначениям.

Схема процесса, разработанная в дизайнере и сохраненная на сервере, называется шаблоном процесса (process template). Стартуя процесс, пользователь создает тем самым на сервере уникальный экземпляр процесса (process instance). У каждого экземпляра процесса есть пользователь-инициатор и схема, которую он наследует у шаблона. Термин «процесс» в зависимости от контекста может обозначать и шаблон, и экземпляр процесса.

Рисунок 1. Стартовая точка, шаг процесса, ролевая группа

Схема процесса содержит одну точку входа (start) и одну или несколько точек выхода (stop). Между ними процесс проходит через несколько шагов (activity), которые превращаются в задания (task) в ходе исполнения процесса. Графические области (swimlane) наглядно привязывают шаги процесса к пользователям или ролевым группам (рис. 1).

Рисунок 2. Точка завершения, переходы, подпроцесс

Шаг процесса может предусматривать несколько вариантов продолжения; переходы, предусмотренные схемой процесса, превращаются в кнопки на форме пользовательского интерфейса. Подпроцессы (subprocess) позволяют структурировать процесс и реализовать повторное использование (рис. 2).

Рисунок 3. Ветвление процесса

После прохождения точки ветвления (split) несколько шагов процесса начинают выполняться одновременно (рис. 3). 

Рисунок 4. Реквизит (поле данных) бизнес-процесса

Операнды (operand) — это реквизиты, составляющие контекст процесса (рис. 4). Поддерживаются стандартные типы данных — строка, число, дата, время суток, денежная сумма, булевый (checkbox) и перечислимый тип (picklist) — так и специфические для BPM: пользователь, роль, URL, адрес электронной почты, файл. Тип данных «файл» позволяет присоединять к процессу электронные документы.

Для каждого шага процесса аналитик задает, какие операнды должны быть доступны пользователю, какие из них разрешено редактировать и, наконец, какие обязательно должны быть заполнены пользователем.

Система предлагает два варианта пользовательского интерфейса:

  1. BPM-система автоматически генерирует экранные формы на основании информации о доступности операндов на данном шаге процесса
  2. программист, используя визуальные средства разработки, создает качественый пользовательский интерфейс на основе технологии AJAX

Обычно на начальном этапе BPM-проекта достаточно автоматических форм; в дальнейшем они постепенно заменяются на экранные формы собственной разработки.

Рисунок 5. Список текущих заданий пользователя

Стандартным элементом интерфейса BPM-системы является список задач пользователя (task list). Как только определенный шаг процесса назначается сотруднику, в списке его заданий появляется строка с названием процесса и шага (рис. 5). По клику мыши появляется интерфейсная форма для данного шага процесса.

Рисунок 6. Состояние процесса

Система наглядно показывает состояние экземпляра процесса: текущий (отмечен ярко-зеленым цветом) и уже выполненные (серые) шаги процессов, траекторию движения (красные стрелки), значения операндов (рис. 6).

Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права