Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


 
Отзыв о конференции CNews, 6.02.2014

Итак, год открыли – 6 февраля CNews провел первую в этом году конференцию по BPM «Современные тенденции в управлении».  Как обычно, вступительный доклад от аналитиков CNews, который сделал Станислав Макаров.

Станислав справедливо заметил, что уже 10-15 лет аналитики повторяют одни и те же прогнозы и ожидания, но почему-то BPM – всегда «завтра». По статистике Google Trends BPM уже довольно долго остается примерно на одной прямой. Почему? Почему BPM еще не победил? Станислав выдвинул весьма интересную версию: потому что у нас до сих пор в большинстве компаний документооборот вместо бизнес-процессов. Потому что людям это удобно в их личной мотивации. И пока высшее руководство не проявит настойчивость, ждать подвижек не приходится.

На вопрос о том, что такое BPM, 57% ответили «документооборот», 30% - это ERP, и только 13% понимают, что такое бизнес-процессы. О чем это говорит? О том, что BPM как профессия еще не сформировался. Станислав попробовал найти на HH вакансии по контексту «бизнес процессы», но напрямую таких вакансий пара штук. А в основном эти функции отданы как дополнительные разным менеджерам. Но подобная картина характерна только для России. На западе BPM давно стал профессией. Задачу формирования профессионального сообщества ставит перед собой созданное в 2013 году российское отделение Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами EBPMP Russia.

Среди наметившихся интересных тенденций можно отметить такие как Internet of Things – всякие интернет вещи, вроде говорящих утюгов и холодильников. Тут уж точно документооборотом не прикроешься – переписываться с утюгом бесполезно.  Так что технологии BPMS могут получить весьма своеобразное применение.

Доклад Андрея Кулака, представителя по продажам ПО WebSphere, IBM, назывался «Управление бизнес-процессами: инновации в IBM BPM и результаты BPM проектов в России и за рубежом. Начал Андрей с истории развития линейки IBM BPM, и дальше перешел к описанию возможностей системы. Правда ничего особенно инновационного он не показал – все то же, что было и на прошлой конференции,  но особо он акцентировал внимание на мобильные приложения и на контент. В части проектов был уже известный Banco Espirito Santo – флагманский пример IBM и российский пример – банк Тинькофф. По моему личному мнению, доклады IBM в основном повторяются от конференции к конференции, из них сложно выделить действительно ценную информацию. Поэтому все доклады IBM выглядят одинаково.

Андрей Коптелов, директор по консалтингу компании Логика BPM, всегда отличается интересными докладами, хотя тоже иногда вынужден повторяться (ну что поделаешь, если доклады часто, а подвиги – реже J). Но довольно интересна статистика спроса на различные управленческие методологии и инструменты. К примеру, казалось бы утраченный интерес к BSC вдруг снова возрос, и BSC пользуется спросом. А вот интерес к СМК (системе менеджмента качества) существенно снизился. И по прежнему по большей части описание процессов в компаниях ведется исключительно с целью создания регламентов, что говорит об очень низком уровне процессной зрелости. Кстати, измерить этот самый уровень зрелости можно на сайте Логики BPM в режиме online, и об этом Андрей с интересом рассказал. И честно признался, что по их собственной шкале зрелости они пока не достигли желаемого уровня. Зато есть к чему стремиться.
Ну, и как заявлено в теме доклада «Процессное управление – примеры из практики» - несколько примеров – МТТ, NbN и т.д. Но все это только описание процессов.

Компания Элма, разработчик одноименной российской системы. Основной принцип разработки – соответствие методу Agile. Алексей Трефилов, директор по развитию компании, поделился применяемым в компании, не совсем обычным подходом к реализации проектов BPM. Вопреки сложившейся практике, Элма начинает проект не с анализа процессов, а с анализа ролей – сколько участников в процессе. Затем формируют цели, а затем наборы задач, с которыми эта роль будет работать. Собирают всех участников, фильтруют и выбирают основные роли, и отсюда получают список функционала. Соответственно, разработка системы ведется под эту методологию.

Далее Алексей рассказал о текущих разработках, таких как статистика, уведомление пользователей об изменениях, эмуляция процесса, ролевые страницы, мониторинг. Все разработки проверены на личном опыте, т.к. у себя в компании пользуются Элмой.

Анатолий Белайчук, президент компании Бизнес-Консоль принципиально не пользуется правом рассказывать о продуктах и разработках компании, хотя там тоже есть о чем рассказать. Но, в отличие от тех, кто пытается подменить проблемы управления проблемами автоматизации (у вас болит зуб? Тогда мы сейчас прищемим вам палец, и вы забудете о зубах), Анатолий постоянно возвращает аудиторию к существу вопроса: BPM – это прежде всего управление, и только потом автоматизация. Поэтому вопрос о том, что нового в «версии 8.5 по сравнению с 8.0» - это может быть и важно, но только для отдельных заказчиков отдельного продукта, но к современным тенденциям в управлении (а именно под этим лозунгом проходила конференция) это не имеет никакого отношения. Современное управление – это не автоматизация процессов (BPMS) и даже не сами процессы (BPM). Залогом стабильного, повторяемого и воспроизводимого успеха сегодня является сочетание двух компонент: Процессов и Ресурсов. Ресурсы без процессов – это хаос, процессы без ресурсов – это картинки. Сложно? Да. Сложно. Можно отказаться, оставив все как есть. А можно воспринимать трудности как вызов и возможность. Дорого? Да, не дешево. А должно быть дешево? А во сколько вы оцениваете успешность своего бизнеса?

Почему именно процессное управление? Анатолий привел сравнительные характеристики различных способов управления – ручного, проектного и процессного, а также сравнил управление по показателям с управлением автомобилем по приборной доске, но без педалей и руля (обратный канал управления), тогда как система управления бизнес-процессами – это прямой и обратный каналы управления.

Следующее выступление Натальи Диановой, директора департамента управления бизнес-процессами СИАМ консалтинга – о построении системы управления бизнес-процессами в транспортной компании, представляющих собой группу из 9-ти компаний. Наталья рассказала о создании структуры подразделений управления бизнес-процессами, подробно расписав задачи каждого подразделения. Служба действительно большая и сложная, но основная задача этой службы – поддержание в актуальном состоянии репозитория бизнес-процессов. Так что пока для компании управление бизнес-процессами – это порядка 300 должностных инструкций и 50 положений об отделах.

Доклад Александра Савича, директора по консалтингу IBS, тоже скорее из серии академических.  Короткая лекция о выявлении и декомпозиции процессов, о выделении функций. Доклад сложно оценить, поскольку он был как бы понемногу обо всем. В большей части – о том, что процессный подход позволяет сказать, сколько ресурсов нужно компании. И, судя по всему, под ресурсами Александр понимает персонал, поэтому я бы сказала, что доклад был в основном о численности персонала.

Немного не оправдал моих ожиданий доклад Антона Декусара, руководителя проектов Управления развития архитектуры ИТ Сбербанка России, который назывался «Автоматизация сквозных процессов: через тернии к звездам». Доклад сам по себе был неплохой, но он был победнее, чем доклад, сделанный коллегой Антона на конференции AH Conferences, поэтому не так впечатлил.

По содержанию: для Сбербанка BPM – это возможность улучшать бизнес. Сокращение времени на автоматизацию, информация об управлении, улучшение бизнес-процессов. Самое поучительное в докладе – извлеченные уроки:

- надо понимать, как будет управляться процесс. Не автоматизация ради автоматизации, а понимание «зачем»

- множество распределенных подразделений, следовательно требуется много времени на согласование модели процесса

- не надо автоматизировать все и сразу. Надо начинать с простого и наращивать функционал постепенно.

- прежде, чем хвататься за интеграцию надо посчитать, насколько ценность интеграции сопоставима с ее стоимостью

- необходимо учить руководителей пользоваться инструментом.

Про тернии рассказал. Ну а звезды – это, по всей вероятности, успехи в бизнесе.

Интересный доклад получился у Павла Литвинова, руководителя направлений интеграция (ESB) и BPM Инвестиционного холдинга ФИНАМ. То, что рассказал Павел, не может оставить равнодушным никого, кто хоть раз пытался «продать» руководству идею. Павел не просто продал идею BPM, но получил полное одобрение и поддержку руководства и сделал то, о чем другие уже по многу лет только мечтают. Не стану перечислять всех технических подробностей, но скажу только, что в ФИНАМе сейчас есть не только процессы, поддерживающие основную деятельность компании, но и процесс управления процессами. Вам это о чем-нибудь говорит? Ну и в довершение доклада Павел поделился опытом работы сразу с двумя (!) системами BPMS (Savvion и BizAgi), и дал сравнительную оценку каждой из них.

Один из самых обсуждаемых докладов – доклад Александра Оноприенко, генерального директора компании «Окна Аттик» «BPM-эволюция предприятия». Первые инвестиции в управление бизнес-процессами Александр и его компания сделали еще в 90-х годах, когда приобрели инструмент для создания инструкций и регламентов. Но компания росла, иерархическая структура росла вместе с ней, и появилась потребность в реорганизации управления. Пришел период «отстрела менеджеров среднего звена», когда попытались сократить разрыв между верхним и нижним уровнями иерархии. После 1998 года узнали, что то, чем они занимались до сих пор называется «управление бизнес-процессами», и с 1999 по 2001 год усиленно рисовали процессы. В 2008 году компания сделала рисковую инвестицию в BPMS, в 2009 запустились и к 2010 году все офисы по Москве и Московской области работали в BPMS. Целесообразность внедрения BPMS Александр обозначил так: любой менеджер видит свой и следующий уровни, плохо видит через один уровень, и уже ничего не видит через два. Поэтому в сложной, распределенной компании, управление становится сложным и запутанным. BPMS – это средство визуализации. Естественно, что пришлось преодолевать сопротивление менеджеров. Но сейчас в компании уже не мыслят работы вне BPMS.  По определению самих менеджеров, BPMS – «Фирма на ладони».

По оценке Александра, наличие BPMS позволило компании превратиться в крупнейшую розничную сеть – 49 офисов по Москве и Московской области, 180 человек работают с системой. Проект себя полностью окупил в сотни раз. И в прошлом гуду, когда на рынке пластиковых окон был спад, Аттик сумел полностью сохранить свои объемы. И в завершение доклада Александр сказал, что они не боятся показывать свои процессы всем, в том числе представителям оконного бизнеса.

Заключительный доклад заместителя директора, риск-менеджера бизнес-школы «Инворд» Юрия Полянского - это попытка привлечь внимание к инновационности самих бизнес-решений, которые становятся возможными именно благодаря BPMS. По мнению Юрия, наибольший потенциал кредитование микробизнеса. Юрий подробно изложил идею создания мобильного банка, когда банковский представитель выезжает к потенциальному заказчику и решает вопросы с предоставлением кредита тут же, на месте. Конечно, сама по себе не является новостью, да и карты кредитные банки уже давно по почте рассылают, но ведь сама попытка поиска новых решений  это необходимая составляющая инновационности. Так что в этом смысле доклад завершил конференцию на позитивной ноте.

Как только модератор дал возможность залу обратится с вопросами к докладчикам, то вопросы обрушились на Александра Оноприенко. Еще бы! Где это видано, чтобы генеральный директор добровольно готов делиться своими процессами, да еще обещает все рассказать и показать! На чем основана такая уверенность? Вопрос-то на деле оказался гораздо шире: что же на самом деле является ценностью? Нарисованные процессы? BPMS и пользовательские интерфейсы? Но Александр готов и систему «отдать». Тогда что? То, о чем говорил в своем докладе Анатолий Белайчук = Процессы + Ресурсы. И тут действительно есть о чем задуматься.

Интерес к докладу Александра, на мой взгляд, показал, что на самом деле людей интересует не автоматизация, не интеграция (у Александра даже не спросили, какое ПО они используют), а действительно мнение и опыт бизнеса. Так что современные тенденции в управлении – это Управление.

Общее впечатление о конференции очень положительное. Много хороших докладов, хорошее, живое обсуждение, и, как обычно, отличная организация. Спасибо.

=WJ

Комментарии
Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права