|
|||||||||
|
|||||||||
По свежим следам прошедшей 18 сентября конференции «BPM: Управление бизнес-процессами 2014», которую проводило Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences. Традиционно конференция открывалась докладом Аналитика CNews Станислава Макарова, название доклада «BPM: куда дальше». А дальше-то ни много – ни мало – цифровая трансформация. Действительно, большинство компаний используют ИТ для автоматизации процессов, которые сложились еще в «добипиэмовский» период. Т.е. продолжают автоматизировать старые процессы. Без сомнения, это позволяет немного ускорить работу, но не позволяет получить нового качества. Таким образом, лишь немногие компании ставят целью трансформацию, большинство по-прежнему продолжают заниматься чистой автоматизацией. Стоит ли заниматься автоматизацией небольших служебных процессов, или следует сосредоточиться на процессах верхнего уровня? Современные технологии позволяют уделить больше внимания трансформации и процессам. Большинство областей, где стоит заниматься трансформацией, связаны с перестройкой бизнес-процессов. И можно сказать, что в этом направлении уже «процесс пошел». Однако, как это ни странно, сдерживающим фактором цифровой трансформации по-прежнему остается слабая компьютерная грамотность. По исследованиям Логики BPM, которые привел в своем докладе Станислав, большинство российских компаний по-прежнему используют для автоматизации процессов СЭД или ERP. Почему? С этим вопросом Станислав обратился к залу, и, по мнению зала, причина в том, что у людей до сих пор нет четкого понимания, что такое бизнес-процессы. Автоматизируют то, что понимают и в том, что есть. Это один из лучших докладов, которые мне приходилось слышать за последнее время. Следующий докладчик – Алексей Борисов, Логика BPM сделал доклад на примерах двух проектов автоматизации в Metasonic процессов «Управление дебиторской задолженностью» и «Работа с обращениями». Пример управления дебиторкой в Казахтелекоме заключался не в том, чтобы посмотреть задолженности (это вполне позволяет сделать любая учетная система), а в том, чтобы организовать правильную работу с должниками – отслеживать сроки, делать звонки и т.д. Интересно, что помимо повышения качества работы с дебиторами, повысилась и общая дисциплина в компании. Не скрыл от слушателей Алексей и стоимость проекта – 4 млн. руб. за 3 месяца работы. Пример работы с обращениями – проект инкогнито, поскольку заказчик пока не дал разрешения на его публикацию. И основным достижением Логики можно признать то, что им удалось изменить взгляд руководства на бизнес, и заставить переосмыслить свои процессы. Несколько неожиданным мне показался доклад Натальи Диановой, директора по консалтингу СИАМ Консалтинг. С одной стороны, классическая вводная часть доклада, где Наталья аккуратно описывает методику внедрения BPM – начиная от управленческой методологии (в данном случае СМК), Системы сбалансированных показателей ССП, и завершая BPMS. Наталья подчеркивает, что именно BPMS позволяют достигать стратегических целей. А дальше Наталью «поддержала» представитель компании – заказчика «Росагротранс», и представила «процессные достижения» - 4 500 описанных процессов. Причем, под процессами в Росагротрансе явно понимают нечто иное чем то, о чем говорилось в докладе Натальи – документы, должностные инструкции и скрипты. Создалось впечатление, что на практике реализовать заявленную методологию пока не получилось. Но у Росагротранса есть здоровый оптимизм и желание развиваться в процессном направлении. Компания ICL Services, со слов докладчицы, руководителя службы организационного развития Айгуль Еремеевой, развила бурную деятельность вокруг внутренних обслуживающих процессов. Основные направления – управление персоналом – найм и адаптация сотрудников, обучение и развитие, оценка персонала. Опять-таки, проблема регламентов. Но при этом надо отдать должное, что Айгуль подчеркнула, что в компании определили, что именно в их компании понимается под процессным подходом, создали свой собственный глоссарий и даже управляющий комитет по регламентам. И правильно сделали, поскольку в их понимании BPM – это структурированная документация, в каждой – инструкция, что делать и какие кнопки нажимать. Вокруг этих регламентов в компании развернута довольно бурная деятельность: процесс управления организационными изменениями - обработка предложений от сотрудников по улучшению процесса и последующее принятие решения. Получился процесс улучшения самого себя :) О собственном опыте внедрения BPMS рассказал один из владельцев компании Экоинвест Рафаэль Миниахметов, совместно с директором по развитию компании-вендора ELMA Алексеем Трефиловым. Экоинвест занимается утилизацией отходов, и о BPM задумались в контексте масштабирования компании. Изначально планировалось создать регламенты, автоматизировать процесс продаж, создать систему обработки документов и систему показателей. Сначала думали, что создадут инструкции – и все будет под контролем. А потом появился вопрос: а как контролировать-то? В общем, в результате выбрали они ELMA, и сейчас уже задействовали практически весь функционал и автоматизировали достаточно много процессов. Это позволило расширить компанию, численность сотрудников возросла от 10 человек в 2011 году до 40 к 2014-му. Увеличился, по словам Рафаэля, и доход компании. Сессию «доклады от заказчика» открыл ИТ директор транспортной компании Альбатрос Лоджистик Михаил Рыстенко. Тема доклада «BPM-система – использовать как инструмент для вскрытия или лечения?» Очень лаконичный доклад, представляющий не менее лаконичный взгляд на процессы: описание процесса – это проект; поддержка – рутина; оптимизация – процесс. Само по себе описание процессов не интересно, модель должна быть «живая». Когда люди понимают кто и что делает и кто за что отвечает – это дает действительно ценный результат. Пожалуй, ничего нового, но при этом видно, что все пропущено через себя. Доклад с провокационным названием «ERP vs. BPM: вытеснение, сосуществование или конвергенция?» , представленный руководителем группы развития ИСУ ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ, г. Пермь Дмитрием Захаровым, показал еще раз, что эта тема еще долгое время будет актуальна в связи с управлением бизнес-процессами. Но Дмитрий довольно четко провел грань между этими классами систем. Когда появились ERP, то создалась иллюзия, что эти системы способны охватить всю деятельность организации. Но жизнь показала обратное. С появлением новых потребностей появляется и т.н. «зоопарк». Как показывает время, системы ERP и ECM постепенно движутся навстречу друг к другу. Но BPM это не грозит, т.к. противоречия между BPM и ERP лежит не в технологической, а в экономической плоскости. Как бы хороша ни была ERP, она имеет свой предел роста, т.к. закрытые системы сложны для интеграции. BPMS же построены на сервисах и композитных приложениях. А это значит, что на ними будущее. Но при этом ERP никуда не денутся, выполняя свои учетные функции. Доклад руководителя экспертной группы банковских технологий СБ Банка Максима Волкова про «трудности максималистов и преимущества реалистов» призван был остановить горячих поборников тотальной «бипиэмизации» всего, что попадется на глаза. Далеко не все процессы подлежат обязательной автоматизации, и наибольший эффект от BPMS там, где необходимо управлять распределениями ответственности и организацией взаимодействия. Ну и в завершение доклад руководителя отдела бизнес-приложений компании АББ Вадима Коровко. Просто и ясно «Практические вопросы BPM». Ключевой вопрос – это что получает от BPM менеджмент? Возможность соответствовать каким-то стандартам, выявлять показатели, уменьшить себестоимость и увеличить прибыль. Но если цели более амбициозные, как например, двукратное расширение компании или, скажем, инвестиционное вложение денег – то тут менеджмент не видит в BPM потенциала. В общем, доклад скорее представлял собой размышления на тему правильного использования BPM (а скорее всего, в контексте доклада – BPMS). В целом доклады слушались легко. Только какие-то скучные в этот раз, без фурора. Ну можно считать, что в этот раз конференция прошла на волне взаимопонимания, умиротворения и согласия. Хотя, по мнению некоторых участников, прозвучавшему в кулуарах, хотелось побольше конкретики и примеров именно из BPM-практики. Похоже, что описание регламентов уже не воздействует на умы взрослеющего BPM-сообщества. =WJ Комментарии |
|||||||||
Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права | |||||||||
|