Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


 
Отзыв о X юбилейной конференции CNews "BPM: основные тренды"

Во вторник, 24 сентября, в Москве прошла 10-я юбилейная конференция CNews, посвященная теме BPM.

По традиции, открыл конференцию доклад от аналитиков CNews, который сделал ведущий конференции Станислав Макаров. И, опять-таки по традиции, доклад был об основных трендах в BPM.

Станислав привел график статистики обращений с запросами в Google по Business Process Management, и, как мне показалось, был слегка удивлен тем, что кривая за последний год поползла вниз. На самом деле, в этом нет ничего удивительного, т.к. BPM уже давно перестал быть объектом для абстрактного поиска. Для большинства людей вопросы, связанные с управлением бизнес-процессами имеют более конкретные формы, и искать просто «BPM» – это как искать просто «телефон».

Вторым «открытием» Станислава было то, что BPM не преодолел еще так называемую пропасть Мура. Этим убойным фактом публику пугают уже много лет, поэтому я поясню для тех, кто не в курсе, что это такое.

Смысл его (в популярном изложении Пола Хармона, http://www.bptrends.com/publicationfiles/advisor20100112.pdf) заключается в том, что все новые технологии проходят четыре стадии жизненного цикла, соответствующие четырем группам заказчиков:

  • Innovators (инноваторы) - компании покупают новые технологии, чтобы получить раньше других преимущества
  • Early Adopters (ранние пользователи) – компании первыми применяют у себя новые подходы, чтобы получить существенные конкурентные преимущества
  • Early Majority (раннее большинство) – это компании, дожидающиеся, когда появится подтверждение состоятельности нового подхода, после чего быстро применяют его у себя
  • Late Majority (позднее большинство) – компании, внедряющие новые подходы только после того, как они «устаканятся» и появится хорошая поддержка.

Так вот, «пропасть Мура» - это разрыв между второй и третьей стадиями. Этот разрыв означает, что часть инноваций, не сумев доказать свою состоятельность, просто перестают существовать.

Но сегодня, и это показывает в том числе и интерес к данной конференции, и содержание докладов в том числе, BPM уже явно не в том «возрасте», когда к нему осторожно присматриваются первые компании. Скорее даже те, кто только-только забивает в поисковик «BPM» - это уже догоняющие. Поэтому тренд о непреодолении «пропасти Мура» звучит как-то уж очень странно.

Еще одно спорное утверждение – это порог вхождения в BPM. По оценкам Станислава, этот порог составляет 250-300 тысяч долларов. Хотелось бы увидеть источник таких данных, так как оценка выглядит сильно завышенной. Для того чтобы научиться ездить на автомобиле, совершенно необязательно покупать Бентли, если речь идет о «вхождении». А вот то, что BPM – это не бесплатный сыр, и требует определенных инвестиций, и особенно на стадии постоянной (но не вхождения) – это правда. Если ваш бизнес чего-то стоит, то он стоит того, чтобы в него инвестировать.

То, что мировыми трендами являются Intelligence и Process Mining – это действительно так. Неизвестно, сколько об этом еще будут говорить, как о тренде, и вообще перестанет ли он когда-нибудь быть просто трендом – это пока остается вопросом. Но сейчас – да, это тренды.

Не забыл Станислав упомянуть и о значительно событии в России – создании российского отделения Ассоциации профессионалов управления бизнес-процессами ABPMP. То, что в управлении процессами появились профессионалы – это тренд, и очень даже неплохой.

Следующий доклад Марии Каменновой, генерального директора «Логики BPM» мне показался слишком затянутым. Вместо заявленных 20 минут он растянулся на час. При этом большая его часть не содержала нового, а вот когда добрались до самого интересного, внимание зала было частично потеряно. Из действительного интересного я бы выделила определение, вынесенное из гартнеровского форума, что ИТ сейчас играет существенную роль в бизнесе, поскольку физические границы между предприятиями постепенно стираются, и им на смену приходят так называемые  Digital Borders – виртуальные информационные границы. И в этих условиях, когда от гибкости и эффективности ИТ зависит, по существу, бизнес, ИТ просто не имеет право становиться ограничивающим фактором.

Предложенная Gartner трехуровневая ИТ-архитектура разделяет учетные системы (уровень 1), системы-дифференциаторы (уровень 2) и системы для инноваций (уровень 3). Учетные системы не содержат в себе ничего уникального, обладают низким уровнем изменчивости. Назначение систем дифференциаторов – вытащить изменяемые блоки, составляющие ключевые особенности бизнеса, из статичных систем (например, динамическое формирование цен на авиабилеты).  И первый уровень -  это уровень инноваций, связь с внешним миром, с социальными технологиями и т.д. А BPMS – это технологии, позволяющие связать эти уровни.

Подобный подход позволит решить одну из ставших актуальными в последнее время задач (Мария включила ее в сценарий внедрения BPMS, как отдельный пункт) – либерализацию ERP. Идея в том, что наиболее  изменяемые блоки выделить из ERP систем и перевести на уровень 2.

Заместитель директора по консалтингу центра управленческого и ИТ консалтинга компании РДТЕХ Антон Шматалюк в своем докладе поделился собственным опытом реализации BPM проектов. Первым условием успешности таких проектов является внимание высшего руководства и наличие генеральной цели. Важна также и скрупулезная проработка процесса, но здесь Антон очень кстати заметил, что проработка требуется не для детального описания каждого малейшего действия, а как раз наоборот – следует идти по пути максимального упрощения, возможно, оставляя за рамками процесса какие-то действия, которые можно делать вне системы. И только на основе исполнения процесса принимать решения, как его изменять. А само внесение изменений должно проводиться на системной основе, в рамках специального управляемого цикла внесения изменений.

Константин Бредюк, руководитель управления продуктами Comindware, представил продукт своей компании Comindware Tracker, как средство адаптивного управления бизнес-процессами. Основным аргументом, который Константин неоднократно выделял, как преимущество своей системы, является то, что они НЕ используют нотацию BPMN. Для создания модели они используют только два элемента (надо же! Утерли нос Метасонику с его пятью фигурками!). Кроме того, адаптивность (Elastic Data) и интерфейс подобный интерфейсу MS Outlook и даже работа в самом Outlook.

Вопрос, который напрашивался и у меня во время выступления, и был задан из зала, относился как раз к не-BPMN нотации: как решаются более сложные задачи, которые не покрываются примитивной моделью из двух элементов? Ответ, в принципе, был предсказуем – никак, и они на это не претендуют, поскольку достаточно много процессов покрываются простой моделью.

Роман Ткачев, руководитель BPM-практики компании Техносерв Консалтинг, на предыдущей конференции обещал представить нам реального заказчика с реальным проектом, и свое обещание выполнил, представив, совместно с директором департамента развития продуктов для клиентов корпоративного бизнеса БИНБАНКа Оксаной Леоновой результаты внедрения в БИНБАНКе процесса корпоративного кредитования SMB. Цели проекта обычные – снизить стоимость процессов, сократить сроки рассмотрения заявки, снизить операционные риски. О результатах пока судить сложно, поскольку система находится в тестировании. Но Роман немного рассказал о логической архитектуре решения, и отметил, что в лице команды БИНБАНКа они нашли понимающего заказчика, что очень важно для успешного проекта.

Доклад Алексея Будина, директора компании Элма, мне показался мне несколько мрачным. С одной стороны, жизнеутверждающий лозунг, что будущее BPM – это люди, и одна из целей современного менеджмента – организовать эффективное взаимодействие между человеком и компьютером. И в компании создали систему показателей, которые позволяют учитывать эффективность работы сотрудников, соотнося их результаты с целями компании, и рассчитывая от этого бонусы или штрафы для сотрудников. По мнению Алексея, такой подход позволяет более эффективно управлять компанией. Но меня все время доклада не покидало ощущение, что это какая-то «система сбалансированных наказателей».

Алексей Кирюшенков, руководитель бизнес-направления Neoflex FrontOffice, представил  нашему вниманию пятнадцатиминутный рекламный доклад о выдающихся достижениях компании Neoflex на ниве потребительского кредитования в российских банках. Было сказано про проекты, было сказано про достижения. Это конечно хорошо, но хотелось бы услышать и про BPM.

Доклад об ACM и CMMN, который представил Вадим Кузин, заместитель генерального директора по ИТ компании Мосфлойлайн, немного сдвинул акцент конференции с управления бизнес-процессами на адаптивный кейс-менеджмент, и это с воодушевлением было встречено следующей докладчицей, Мариной Аншиной, председателем комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров. Основной мыслью доклада было то, что современная жизнь без изменений просто невозможна, и что BPM-технологии могут стать тормозом для изменений.

Непривычное утверждение, поскольку принято считать наоборот. Но то, что имела в виду Марина – что излишняя регламентация процессов может привести к тому, что при изменении внешних  условий у сотрудников не будет свободы в выборе решений, что может дать отрицательные последствия. К тому же система станет ограничивать их инициативу и творческий потенциал людей, чем затормозят развитие компании. И спасением от таких неблагоприятных последствий BPM Марина считает ACM. При этом не следует бездумно бросаться от одной крайности в другую, и часть процессов оставить строго регламентированными, сделав адаптивными те процессы, в которых изменения происходят наиболее часто. Но при этом не стоит забывать, что чем система гибче, тем она сложнее.

Дмитрий Захаров, руководитель группы развития ИСУ ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ хоть и назвал свой доклад BPM&SOA, но на самом деле это чисто айтишный доклад про SOA, про сервисы. Вот бы ему с этим докладом да на OSP-шную конференцию.

В банке Хоум Кредит, который представлял Алексей Зеленов, директор Департамента управления сервисами ИТ,  сосредоточили усилия не на кредитный конвейерах, а на процессах ИТ, особенно тех, которые имеют отношение к заказчикам (внешним). Например, обращение в техподдержку. В банке считают, что именно бережное и внимательное отношение к клиентам повышает доверие к банку, поэтому стараются сделать общение со службой техподдержки максимально комфортным. Думаю, что для многих клиентов банка качество обслуживания при обращении в call-центр даже более актуально, чем сервис при получении кредита (если деньги нужны, то мы готовы и потерпеть, а если есть вопрос или жалоба, то нам надо решить все срочно). И такой процесс неправильно считать чисто процессом ИТ – это предоставление услуги, один из банковских продуктов.

Завершающий доклад Галины Горькавой, директора по организационному развитию  КорпусГруп, вызвал интерес тем, что деятельность компании очень уж  отличается от привычных слушателям банковских процессов или процессов выдачи полисов ОСАГО. Компания оказывает услуги по уборке помещений и организации питания. Специфичный контингент сотрудников, низкоквалифицированный труд, низкая удовлетворенность (сложно представить уборщицу, довольную своей карьерой).  Но, тем не менее, компания уже добилась некоторого результата, если не в процессном управлении, то, по крайней мере, в формализации процедур. А главное – у них есть своя процессная команда, и есть желание двигаться вперед. Хочется пожелать им удачи.

Тему заключительной дискуссии, на которую осталось аж целых 10 минут,  предугадать было не сложно. Станислав Макаров (который, надо отдать ему должное, на протяжении всей конференции почти не обмолвился о любимом ECM) задал аудитории вопрос: почему сообщества BPM и ECM не «дружат» между собой? И после короткого обсуждения участники резюмировали, что  интеграция BPMS и ECM – это самый перспективный вариант их сосуществования. А сообщества решают разные задачи, поэтому просто не пересекаются.

К сожалению, затянувшийся доклад Марии Каменновой лишил, по сути, участников конференции возможности задать вопросы, обменяться мнениями и обсудить доклады, и мероприятие получилось скомканным. Хочется пожелать организаторам и докладчикам в будущем проявлять больше уважения к остальным участникам мероприятий и строже относиться к регламенту.

=WJ

Еще отзывы:

Татьяна Бронникова : "BPM: Конференция Тренды 24 сентября 2013 года - выступления, ожидания, анализ трендов"

Станислав Макаров: презентация с конференции CNews по BPM

Комментарии
Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права