Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


 
Отзыв о конференции "BPM 2012: новые пути развития"

22 марта 2012 года. Очередная, первая в весенней серии BPM-овских мероприятий конференция «BPM 2012: новые пути развития», которую проводили Агентство маркетинговых коммуникаций CNews Conferences и CNews Analytics.

В этот раз вводный аналитический доклад представил Станислав Макаров, журналист и аналитик CNews Analytics. В отличие от пунктуальной и стремительной Марии Поповой, которую мы уже привыкли видеть в этой роли, Станислав был нетороплив (кстати, немного перебрав по времени, что для организатора не следовало бы делать), но, тем не менее, доклад заслуживает внимания.

Надо сказать, что задача перед Станиславом стояла непростая – говорить о новых путях развития BPM сегодня довольно непросто. Во-первых, ничего особо нового, по сравнению с предыдущим годом, с BPM-ом не произошло. Можно сказать, что рынок находится в выжидательной позиции (за исключением отдельных попыток открыть Америку, которые, как правило, встречаются с осторожностью). Сложно, к примеру, говорить о консолидации рынка, когда в 2011 году помимо OpenText, купивших, правда, сразу две компании – Metastorm и Global 360 – других заметных событий и не произошло. Из технологических тенденций можно выделить, пожалуй, S-BPM (Subject Oriented BPM), о котором заговорили сравнительно недавно. Что касается облачных технологий, социального BPM и разного вида мобильных решений – все это уже тянется не один год, и пока что взрывов в этой области не наблюдается. Правда, Станислав сделал выигрышный ход, включив в обзор трендов не один, а несколько лет, начиная с 2009, а в некоторых случаях и более ранних годов. Поэтому сравнительный анализ получился довольно интересным. К примеру, действительно интересно, но в 2005 году, когда о BPM стали говорить повсеместно, о таких трендах, как облака, соц.сети или BPM в планшетниках и мобильных устройствах никто и не думал. ACM, о котором говорят как о тренде уже не первый год, на самом деле по-прежнему остается в зачаточном состоянии. По крайней мере, Gartner не признает наличие рынка ACM, в виду отсутствия top-10 игроков и объема $1млрд. (что является критерием по версии Gartner).

В качестве заключительного прогноза Станислав выделил следующие тенденции:

  • руководство компаний будет рассматривать BPM как стратегию
  • сохранится непонимание между бизнесом и ИТ (и когда уже они начнут понимать друг друга!)
  • особых взрывов и торнадо на рынке не предвидится
  • появления новых продуктов не ожидается (кстати, на этой конференции были впервые представлены широкой публике сразу 4 сравнительно новых продукта – Metasonic, Serena, Асис Софт и RIVER. Так что если в мире торнадо и не предвидится, то на этой конференции – точно взрыв :-))

Доклад Ильи Машкова, директора по развитию компании Логика бизнеса 2.0 с презентацией продукта Metasonic, попал как раз в тему S-BPM. По мнению докладчика, появление S-BPM - это ответ на «проблемы BPM», среди которых такие как частота изменения процессов и устаревание документации по бизнес-процессам. Если добавить сюда и утверждение, что BPM 2.0 (открытие в мире BPM) – это BPM, который должен позволять пользователям исполнять (!) процессы, и что процессы должны быть измеряемы, то можно предположить, что у Ильи до последнего времени BPM ассоциировался с рисованием схем, и версия 2.0 – это вторая версия понимания BPM :)

Илья также высказал мнение, что существующие нотации – BPMN, UML, ARIS – слишком сложны для понимания бизнеса. Поэтому в реализации S-BPM в нотации присутствует только три элемента, что является достаточным для отображения трех базовых элементов, присущих любому процессу – субъект-действие-объект. В качестве примера реализации такого процесса в докладе приводился процесс запроса на отпуск.

Преимущества, которые указал докладчик в пользу S-BPM – это персонализированный взгляд на процессы, коммуникация вместо потока управления, более понятный язык моделирования, исполняемая модель. Будет ли будущее за подобными системами – покажет время. Но само право существования подтверждается хотя бы тем, что в 2010 году Gartner включил S-BPM в свой Hype Cycle.

Как и в прошлый раз, больше всего мне понравился доклад главного ИТ-архитектора, начальника отдела архитектуры и перспективных разработок Сбербанка Сергея Рябова. В докладе были представлены результаты и выводы, которые были сделаны за год с прошлого выступления. Не было сомнений в том, что Сбербанк, как одна из самых «продвинутых» в технологическом смысле организаций, будет демонстрировать успехи и в этой области тоже. И Сбер не разочаровал. Но интересно не только и не столько это, сколько, вызывающий уважение, абсолютно разумный подход к BPM, который выражается в ответе на вопрос: почему, если у вас есть BPMS (а Сбер, как известно, использует Pegasystems), вы не переносите туда все процессы, оставляя часть процессов в CRM и других системах. Ответ: у каждой системы свои задачи, с которыми эти системы успешно справляются. Нет смысла замещать одно решение другим, когда есть множество нереализованных задач, требующих решения, и прекрасно решаемых с помощью BPMS.

Наиболее ценные выводы, к которым Сбербанк пришел в ходе реализации BPM проекта: 1) эффективное внедрение BPM требует четкой модели управления; 2) процессы должны быть максимально стандартизованы – нет смысла автоматизировать хаос.

И, в заключении, скромный ответ на вопрос, сколько пользователей в BPMS: «немного пока, всего несколько тысяч». Пять с плюсом!

Доклад Алексея Ионина, генерального директора СофтМарт, был сделан в лучших традициях 2007-2009 годов – классическое разъяснение, зачем нужен BPM плюс демонстрация продукта Serena Business Manager.  Ничего особо нового - еще одна Workflow система.

Леонид Алдошин, директор по проектам Единой электронной торговой площадки, рассказал о том, как на небольшую компанию свалилось «счастье» - государственная политика проведения гостендоров в электронном виде. В результате, за три года штат компании увеличился в 10 раз, география расширилась от 2 до 12 городов, появились новые направления деятельности. Все это привело к мысли о необходимости внедрения BPMS. Изначально искали «облако», но по причинам информационной безопасности от этой идеи отказались. Нужна была поддержка мобильных устройств, простота, интерфейсы, к тому же – специфические (как всегда :-) ) процессы… В общем, искали-искали BPMS, и, в результате, выбрали систему документооборота. «Специфические процессы», как позже выяснилось – это интеграция с собственной системой.

Рахим Сафиуллин, начальник управления бизнес-процессов компании Банковские Информационный Системы, считает, что потребность в BPMS наиболее остро ощущается там, где есть несколько систем, где нет реализованного решения, где нет формализованной деятельности. И, по его мнению, BPM в настоящее время испытывает кризис из-за отсутствия коробочных решений. Рахим заметил, что в настоящее время конкурентным преимуществом является не наличие системы BPMS, а наличие экспертизы бизнес-процессов (я бы перефразировала это так: «не наличие BPMS, а наличие процессной компетенции»).

Еще одно ценное замечание, за которое докладчику отдельный респект – «BPM не бывает дешевым, даже Open Source» (известно же, где бывает дешевый сыр! ). Попытки сделать все самим – это не удешевляют, а удорожают проект.

Из наиболее распространенных ошибок внедрения BPMS Рахим назвал совершенно обоснованно желание заказчика «запуститься, когда будут устранены все(!) замечания». В случае BPM это абсолютно неприемлемо, поскольку в процессе эксплуатации требования будут меняться.

Пожалуй, это наиболее полезный доклад для тех, кто не любит ходить по собственным граблям, и готов прислушаться к чужому опыту.

Доклад Олега Захарчука, генерального директора Асис Софт, об организации проектного и процессного управления для многоагентных организационных систем, демонстрировал собственную разработку компании – систему Асис Софт, которая, по сути, является попыткой реализации ACM или, если проводить аналогию с «Логикой бизнеса» - S-BPM. Олег «пунктиром» показал, что представляет собой система. Подробнее в действии планируется показ в рамках мастер-класса BPMS.ru.

Центр Развития Интеграционных Технологий – птица высокого полета :-) Иван Синицын, член правления, представлявший компанию, сразу расставил точки над «i» - «BPM есть только в крупном бизнесе. В среднем бизнесе говорить о BPM пока рано» (Средний бизнес – в сад. Хорошо еще, что вообще признал существование среднего бизнеса :-)).  Правда, это заявление никого не обидело – видимо среднему бизнесу достаточно других поставщиков BPM. А для «крупняка» «Центр» предлагает стек лучших Open Source технологий и решений под маркой RIVER. Идея этого решения – взять из разных продуктов самое лучшее – удобные интерфейсы, элементы ERP, инструменты создания новых объектов (карточки объектов). Получается своеобразная надстройка над BPM.

Оживление внес доклад Ираклия Беселидзе, исполнительного директора рекламного агентства Premier SV. Он рассказал о том, как они несколько лет внедряли и использовали Terrasoft, а потом ему это все надоело, и он разогнал ИТ-отдел, и полностью перешел на использование облачных сервисов.  Ну что же, что им теперь приходится изменять свои процессы, подстраиваясь под «облака»! Зато все понятно.  Правда, вопрос про координацию между разными сервисами, несколько озадачил докладчика – какая такая координация? Да и нужна ли она, если в компании трудятся 25 человек? А айтишникам урок: будете слишком заумничать – сократят. Начальство должно понимать, чем вы там у себя занимаетесь.

Владимир Алешин, профессор АНХ и государственной службы при Президенте РФ, поддержал предыдущего докладчика, ссылаясь на то, что запад уже 20 лет живет «в облаках», используя готовые сервисы. При этом, по мнению Владимира Дмитриевича, меняется и роль ИТ – не написание, подключение и т.д., а знание бизнеса и помощь в технологиях. Т.е. «держать руку на пульсе технологий, своевременно предлагая бизнесу возможности». Западный опыт, на который докладчик постоянно обращает внимание, помогает не только правильно подходить к реализации BPM, но и ломает стереотипы оценки деятельности, вводя такие критерии, как эффективность выручки на одного человека и увеличение денежного потока. Что же касается определений уровня зрелости на основании модели CMMI, то, по мнению Алешина, для России эта модель еще слишком сложна.

Дискуссии в этот раз было отведено слишком мало времени (из 25 минут по регламенту 10 было «съедено» докладами). Но и это время частично заняли вопросы к докладчикам, что, по сути, свело дискуссию к обсуждению докладов.

В целом, конференция получилась живая, много новых докладчиков, нестандартные мысли. Как обычно, часть докладов не относятся к теме конференции, но это с лихвой компенсируется другими докладами, ради которых есть смысл обязательно принимать участие. И те, кто не пожалел времени (и, возможно, денег), наверняка почерпнули для себя много полезного.

Спасибо организаторам и всем участникам за содержательное мероприятие.

P.S. Ссылки на доклады будут добавлены, как только будут опубликованы.

=WJ

Комментарии
#1 Сергей Кузин, 28.03.2012 15:38

Доклад г-на Беселидзе создал впечатление, что руководство многих компаний не понимает, что такое бизнес-процессы и насколько сложно сопровождение информационных систем. Кстати, кажется, г-н В.Копченков на прошлой встрече делал доклад на тему BPM, после которого от Юлии последовал закономерный вопрос: "Ну и где же у Вас управление бизнес-процессами?" :-)
Так что даже докладчики не всегда понимают тему BPM, путая Business Process Management с Business Performance Management, а организаторы спокойно пропускают доклады не по теме (вспоминаю "Еврохим").

Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права