Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


 
Отзыв о VIII Форуме BPM

Вчера в Москве прошел очередной, VIII Форум BPM, который регулярно проводит компания AH Conferences.

Как всегда, доброжелательная, рабочая обстановка, хорошая организация, полный зал народу. Много новых докладчиков. К сожалению, не смог выступить с докладом Сергей Рябов из Сбербанка, но зато повезло остальным трем докладчикам первой сессии, которым досталось по несколько дополнительных минут для доклада.

Первым выступил Андрей Коптелов, директор BPM-практики Логики Бизнеса 2.0, с докладом о трендах развития BPM в России. Хорошо оговорился в начале выступления: «… как бы грустно это ни было, процессный подход идет и развивается» (надеюсь, грусть вызвана недостаточно быстрыми темпами развития). Но, тем не менее, темпы – темпами, а уже тесно становится в рамках BPM. Андрей даже упрекнул BPM в излишней жесткости (а говорили, что BPM – это гибкость J). И основные тенденции, которые наблюдаются в 2012 году, связаны с увеличением степени свободы – уход от регламентированных процессов к кейсам, социальному BPM. (Стоит отметить, что все тенденции никоим образом не относятся к инновациям в области управления, а имеют чисто технологический характер. Но, принимая во внимание тот факт, что единых требований и стандартов к новым технологиям как не было, так и нет, пока все эти тренды – это только поле для фантазии вендоров).

Напоследок Андрей «угостил» слушателей новыми результатами социологических исследований, которые проводит его компания. В сравнении с 2011 годом количество организаций, в которых описаны все процессы, увеличилось с 4% до 5%, тогда как количество организаций, в которых процессы вообще не описаны, сократилось с 11% до 4%. 49% организаций описали ключевые процессы. Внушает оптимизм то, что увеличивается количество организаций, описывающих процессы с целью их автоматизации, хотя по-прежнему, лидерство сохраняет стандартизация. В основном пока автоматизируют процессы в СЭД или ERP, но в последнее время подрастает доля BPMS, за счет уменьшения СЭД.

Денис Реймер, генеральный директор Ланит – Би Пи Эм, рассказал о «приключении», которое называется Pegasystem (доклад назывался «BPM. Приключение. Начало»). Компания долго присматривалась к рынку BPMS, и, в конечном итоге, сделала решительный шаг в сторону Pega. Денис рассказал о некоторых возможностях системы. В случае с Pega это пока что интересно, поскольку система новая, а заказчик у нее очень даже крупный – Сбербанк России. Денис немного рассказал о самих проектах в Сбере. Работы ведутся по трем направлениям:

  • Операционный блок, в котором реализовано 12 процессов. Причем, первый процесс был реализован всего за 3,5 месяца, что является очень хорошим показателем, учитывая бюрократические особенности заказчика. Показательно также, что при изменении с 1 октября законодательства, процесс пришлось переделать, что было сделано за 1 месяц – рекордный для Сбербанка срок
  • Правовой департамент, в котором как нельзя кстати оказался Case Management
  • Розничный блок, который обладает спецификой – наличием более десятка внешних систем, с которыми требуется интеграция.

Три разных направления, разные виды работ – без сомнения, вызывает интерес. И вопросов Денису задавали много.

На вопрос, что реально изменилось в операционном блоке, Денис ответил, что удалось избавиться от большого количества бумаг, и сократить срок рассмотрения заявок с нескольких дней до нескольких часов.

В ходе доклада Денис делал акцент на наличие облачной технологии – процессы разрабатываются «в облаке». И один из вопросов касался непосредственного размещения дата-центра. И тут вся облачная завеса упала, поскольку в облаке делается начальная разработка, а потом все переносится на сервера банка.

Доклад Дмитрия Зверкова, ведущего консультанта и архитектора решений Kofax, прямого отношения к BPM не имел, но он касался технологии поддержки потокового ввода, и, возможно, технологию можно использовать в BPMS. Основная идея – это возможность считывания и распознавания любых документов – от структурированных до рукописных, и распределения их, в зависимости от контента, в разные процессы. При этом система не просто распознает тексты, но и умеет извлекать из них информацию (например, номер счета, сумму и т.д.), и использовать как атрибуты процесса.

На вопрос, насколько надежно распознавание, Дмитрий ответил, что процент точности распознавания система считает сама, и не исключены (а скорее – обязательны) визуальный контроль и корректировка.

Вторая сессия началась с доклада Анатолия Белайчука, президента компании Бизнес-Консоль, который обратился к истокам, предложив формулу идеального BPM: BPM = Бизнес-методология + Анализ и моделирование процессов + Исполняемый процесс + Интеграция с унаследованными системами + Непрерывное усовершенствование. Как практик с большим опытом в области BPM, Анатолий считает, что перекосы в сторону отсутствия бизнес-методологии или, напротив, отсутствия исполняемого процесса, а также отсутствие непрерывного усовершенствования не совместимы с BPM в принципе. В то время как недостатки отсутствия анализа и моделирования, а также интеграции, можно обойти, и они не имеют такого плачевного влияния на результат.

Не мог Анатолий не поделиться успехами партнера – BPMS – вендора BizAgi, завоевавшего в 2012 году сразу два золота в конкурсе BPM-проектов «Global Awards for Excellence», увеличив таким образом общее количество высших наград, полученных с 2008 года, до шести, и заняв верхнюю строку итоговой таблицы.

Несколько тяжелым из-за большого количества схем, и их детального разъяснения, показался доклад Елены Асановой, заместителя генерального директора по ИТ и Моделированию бизнес-процессов ОАО Электромашина. Компания с 2006 года занимается описанием процессов, начав это делать в BPWin и в ARIS. В 2006 году в компании были описаны, по словам Елены, все процессы. И сейчас они продолжают эту работу в Business Studio. В настоящее время в Электромашине автоматизированы только учетные функции в ERP системе, и исполняемых процессов нет. В докладе явно прозвучало, что компания испытывает «потребность в моделировании деятельности». Остается надеяться, что участие в форуме позволит компании выйти на качественно более высокий уровень BPM.

А вот Светлана Злобина, начальник отдела бизнес-моделирования Пермской научно-производственной приборостроительной компании (ПНППК) сразу признала, что в компании нет BPMS, хотя управление процессами ведется, и методология управления построена в соответствии со всеми принципами классического BPM. О том, как в компании управляют жизненным циклом процесса, Светлана рассказала на примере одного из процессов, в лучших традициях жанра: есть цель, которая не достигнута. Есть процесс, связанный с этой целью. Опускаясь вглубь процесса, находят его показатели, сравнивают их фактические значения с плановыми, выявляют причины отклонений. Важно, что они анализируют не один процесс, а все, связанные с ним, процессы. Отсутствие BPMS в компании пытаются пока компенсировать автоматизацией отдельных функций, организацией обмена сообщениями по электронной почте (в общем, вручную), но вопрос о BPMS уже стоит, и решение ищется.

Завершил вторую сессию убойный доклад генерального директора компании Геометрия Алексея Турчкова. Компания не крупная – порядка 30-35 сотрудников. Но при этом быстро растущая, и имеющая хорошие амбициозные планы. В отличие от многих компаний, которые обращаются к BPM, только испытав трудности в управлении, в Геометрии не стали ждать, когда трудности наступят, и решили действовать с упреждением, выбрав в качестве управляющей дисциплины BPM. А в качестве «подопытного кролика» - узкое место – процесс подготовки коммерческого предложения. Именно в этом процессе задействовано большее количество отделов, и именно там используются наиболее дорогие ресурсы. Алексей не стал мучить слушателей детальным разбором схем процессов, лишь бегло показав схему, а рассказал о том, как, чего и за какие сроки удалось сделать в Геометрии, чтобы получить уменьшение времени отклика на запрос на 20-40%, сократить время взаимодействия разных отделов на 20-50%, уменьшить загруженность руководителя на 50%, сократить время подготовки коммерческого предложения на 60-70%, уменьшить количество ошибок на 60-70%.  На разработку процесса в системе BizAgi ушло два месяца, и общий срок эксплуатации – около четырех месяцев. И эту оценку мы слышали не со слов менеджера или начальника отдела компании, а от ее совладельца и генерального директора! Хотелось бы больше таких докладов.

Приятно порадовала и послеобеденная дискуссия (кто – поспать, а нам – поговорить :) ). Общей темой дискуссии стали основные технологические тренды BPMS. Но само обсуждение началось с выяснения – что вообще понимается под автоматизацией бизнес-процессов. И тут выяснилось, что когда мы произносим «автоматизация бизнес-процессов» - далеко не у всех появляется ассоциация с системами BPMS. И некоторое время участники дискуссии вырабатывали общую систему понятий. Что, кстати, оказалось весьма полезным не только для тех, кто до сих пор не сталкивался ни с одной BPMS, но и для тех, кто просто забыл о возможности существования первых. Постепенно перешли и к трендам, и тут тоже было много вопросов к обсуждению – и Adaptive Case Management, и социальный BPM. Необыкновенно активное обсуждение –  выступления из зала, комментарии экспертов – только успевай передавать микрофон. И закончили на оптимистической ноте, процитировав фразу одного из «зарубежных коллег» в изложении Андрея Коптелова: «BPM – это хорошо!»

В общем, кто не смог придти – что ж, сочувствую. Ну а кто не захотел – ну так вам и надо!

А я, в завершение, повторю слова благодарности организаторам и всем участникам.

=WJ

Комментарии
#1 Юлия Вагнер, 07.12.2012 11:35
#2 Юлия Вагнер, 07.12.2012 12:46
Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права