|
|||||||||
|
|||||||||
23 ноября Агентство корпоративных коммуникаций OSP-Con провело в Москве Форум «Интеграция корпоративных прикладных систем (ICAS-2011)», на котором теме BPM была посвящена одна из секций. Сразу хочется отметить высокий уровень мероприятия, тщательную подборку докладов, интересные выступления. Доклады пленарной части, как и ожидалось, были рассчитаны на ИТ аудиторию. Но одна закономерность прослеживалась четко, во всех без исключения докладах: одной из основных целей интеграции докладчики, как один, называли улучшение бизнес-процессов. В этом обзоре отобраны наиболее интересные доклады, касающиеся темы BPM. Доклад Виктора Голубева, директора по ИТ-консалтингу «ТБС Консалтинг» назывался «Интеграция: взгляд со стороны IT Governance и Enterprise Architecture». Но помимо темы интеграции Виктор затронул и такой острый на сегодняшний день вопрос, как инвестиции в ИТ и взаимодействие ИТ и бизнеса. Действительно, постоянно возрастающая роль ИТ требует самого пристального внимания к нему со стороны бизнеса. Но чем сложнее становятся технологии, тем сложнее ИТ и бизнесу найти общий язык. Зависимость от технологий с каждым годом становится все больше, и уже сегодня практика показывает, что большинство задач, решаемых в организации, так или иначе связаны с ИТ. Виктор привел пример организации, которая, при заполнении матрицы контролей (это такое подтверждение что и как вы делаете) 85% контролей перекладывают на ИТ. Отсюда напрашивается однозначный вывод: организация управления ИТ – это зона ответственности высшего руководства, «ИТ – слишком важная область, чтобы доверять ее айтишникам». Контекст повышения привлекательности ИТ в глазах бизнеса присутствовал на протяжении всего доклада, говоря об интеграции и рассматривая ее разных точек зрения – с точки зрения программной архитектуры и с точки зрения организации управления ИТ, Виктор постоянно подчеркивал, что интеграция – не самоцель, а одно из средств реализации ИТ и бизнес-стратегии. Доклад произвел очень цельное впечатление, плюс к этому – эмоциональная подача, с определенной долей провокации. И, как результат – бурное обсуждение после доклада. Исходный посыл доклада Сергея Лихарева, руководителя направления по управлению информацией департамента ПО IBM EE/A (доклад: «Интеграция данных, приложений и бизнес-процессов») звучал так: бизнес-среда значительно изменилась. Реальность такова, что на любом предприятии существует несколько разных систем (зоопарк), откуда следуют такие проблемы как:
Основные проблемы бизнеса:
Ключ к повышению эффективности системы – процессы. Дальше, как водится, Сергей перечислял достоинства IBM, в частности, говорил и про «облако», на котором можно оказаться с Blueprint. Но сразу хочу заметить, что с облака Blueprint придется очень скоро спуститься на землю, т.к. представители IBM советуют: берите облако, помоделируйте в нем, а потом, если понравится, переносите на локалку. Кстати, сам IBM тоже борется со своим зоопарком, поскольку, в результате различных слияний и приобретений, в зоопарке обитают и SAP, и Siebel CRM. Откровенно порадовал доклад (точнее – два доклада) от руководителя направления Отдела архитектуры и перспективных разработок Сбербанка РФ Михаила Демидова. Сбербанк так долго оставался в тени, не особо афишируя свои успехи, особенно в части BPM, что это казалось даже странным на фоне активности других банков. Но то, о чем рассказал на Форуме Михаил, вызвало, по меньшей мере, уважение. А учитывая авторитет Сбербанка, это может послужить хорошим стимулом (а кое-кому и уроком) для тех, кто успокаивал себя его пассивностью. По докладу: можно сказать, что это был один доклад из двух частей, первая из которых прозвучала в пленарной части (доклад назывался «Опыт управления интеграционной архитектурой и построения распределенной интеграционной инфраструктуры в Сбербанке России»), а вторая – «Реальный BPM: применение в крупном банке» - на секции Управление бизнес-процессами. В первом докладе Михаил рассказал, как реализована SOA в Сбербанке, причем, как технические аспекты – построение архитектуры с использованием корпоративной сервисной шины ESB, так и управленческие – реализация функций управления в области SOA и управление интеграционной архитектурой в проектах. Отвечая на вопрос, зачем SOA бизнесу, Михаил перечислил несколько весомых причин, таких как:
Во втором докладе Михаил отвечал на два вопроса:
Сбербанк активно поддерживает репутацию постоянно совершенствующегося банка. BPM платформа делает постоянное совершенствование возможным, давая необходимый для этого инструментарий. При этом банк абсолютно адекватно оценивает критерии применимости BPMS, четко разделяя области, в которых использование BPMS нецелесообразно. Очень убедительно прозвучала аргументация отказа от использования систем электронного документооборота для автоматизации бизнес-процессов. В то же время в банке не исключается возможность интеграции BPMS с СЭД для реализации организационно-распорядительного документооборота. Особые требования предъявляются к аналитическим возможностям системы, к движку бизнес-правил, к среде разработки. А вот имитационное моделирование пока не нашло применения (что, кстати, подтверждает предположение, что имитационное моделирование – это то, что всем надо обязательно, хотя пока и не знают зачем). Интересна позиция по отношению к лучшим практикам. Как правило, все эти лучшие практики переделываются под себя. Тогда, собственно, зачем они нужны? (Хорошо, что хоть кто-то это понимает!) Анатолий Белайчук, президент компании Бизнес-Консоль представил взгляд на интеграции с позиции BPM. В своем докладе, «Интеграция в проектах BPM», он отметил, что большинство интеграционных проектов могут и обходятся без BPM. А вот полноценная BPM-система едва ли обойдется без интеграции. Но потенциальная ловушка кроется здесь: с точки зрения бизнеса не всякий процесс, безупречно реализованный в BPMS, с полной интеграцией всех взаимодействующих элементов, представляет собой ценность. Поэтому интеграция в BPM не является основной ценностью. Вопрос не стоит нужна ли интеграция в BPM системе. Рано или поздно она там будет. Вопрос – когда? Анатолий привел несколько примеров из практики компании, в которых при помощи BPMS решались разнообразные задачи, некоторые, на первый взгляд, казались совершенно «непроцессными». Как, например, один из заказчиков – логистическая компания – вообще обратилась за решением задачи интеграции. А в результате выяснилось, что компания не достаточно хорошо понимает свои процессы, и решение процессной задачи дало значимый результат. А в еще одном проекте при помощи системы BPMS была решена задача интеграции нескольких приложений в контексте процессов, была реализована средствами BPMSнедостающая CRM функциональность, налажена коммуникация и контроль над сквозным процессом. Из этих и других приведенных примеров стало понятно, что часто организации пытаются лечить проблемы исключительно технологическими средствами, тогда как проблема может крыться в самих процессах. Доклад Юрия Полянского, директора по рискам, члена Правления Минского транзитного банка (МТБанк) – это, по его собственному определению, взгляд человека, который ставит задачи, а не реализует их в BPM. В докладе «Организация бизнес-процессов принятия кредитных решений с учетом рисков конкретного вида бизнеса» Юрий рассматривал процесс верификации клиентов с точки зрения целесообразности его автоматизации на разных уровнях и для разных банков и кредитов. В некоторых случаях процесс верификации настолько прост и предсказуем, что его автоматизация попросту может себя не окупить. А вот, к примеру, в розничном микрокредитовании, когда решение (к примеру, при покупке бытовой техники) должно быть принято в течение 10 минут, BPM может дать весомое преимущество. Кирилл Курышев, начальник отдела разработки bpEXPERT, в докладе «Разработка интегрированной модели бизнес-процесса для BPMS» рассматривает модель процесса как совокупность взаимоувязанных моделей, каждая из которых описывает отдельные аспекты функционирования бизнес-процесса, а все вместе они образуют интегрированное, комплексное и полное представление о процессе и его исполнении. Составными частями интегрированной модели являются шаблон процесса, ресурсная, информационная и интеграционная модели, которые связаны между собой посредством ролей, информационных объектов и структур хранения, а также с организационной структурой и внешней информационной средой через сотрудников и API. Одного шаблона, по мнению Кирилла, недостаточно для создания исполняемого процесса. Необходимо описать каждую из этих моделей, формализовав связи между ними. Отсутствие моделей или их неверное использование приводит к созданию программного кода. В заключительной дискуссии (строго говоря, дискуссий было две, отдельно для каждой секции, но автор присутствовал только на одной), тема которой предполагала рассмотреть две точки зрения на интеграцию и BPM: BPM, как средство интеграции или интеграция, как «приятное дополнение» к BPM для более успешного достижения бизнес-целей. Несмотря на то, что количество участников дискуссии было не слишком большим (около 20 человек), само обсуждение получилось оживленным, поскольку мало кто из сидевших в зале не высказал своего мнения. Но что хотелось бы отметить – в процессе дискуссии тема интеграции отошла на второй план, и разговор сместился на бизнес-аспекты BPM. Это показательно, поскольку еще раз подчеркивает, что сегодня BPM – это требование времени, а технологическая поддержка (в том числе и интеграция) – это то, что позволяет реализовать BPM в полном объеме. Подробно с презентациями можно ознакомиться здесь: http://www.ospcon.ru/node/7901
Комментарии |
|||||||||
Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права | |||||||||
|
Не смотря на отличные оценки, которые я получил в анкетах участников, у меня осталось легкая неудовлетворенность от конференции. Дело в том, что подходы к интеграции корпоративных прикладных систем меняются буквально на наших глазах. Только отечественное экспертное сообщество, этого будто не замечает. 2008-2009 годы отмечены в англоязычных блогах как время заката SOA. Эксперты говорили о веб-ориентированной архитектуре, RESTful сервисах, тяжеловесности и оторванности от жизни WS-* стандартов.
У нас всего этого нет. BPM еще как-то живет, а вот интеграция приложений осталась во временах CORBA-ы и очередей сообщений