Все о системах управления бизнес-процессами
 
Почитать
Поговорить
Побродить
Завершить


 
Сценарии управления процессами и технологические требования

Оригинал статьи: Process Management Scenarios and their Technology Requirements

 

Автор заметки, Нил Вард-Даттон (Neil Ward-Dutton), аналитик и ИТ-консультант с 17-летним стажем, следя за одной из самых «долгоиграющих» дискуссий в BPM-сообществе – «BPMN vs. BPEL», предложил свой взгляд на то, насколько те или иные стандарты и технологии необходимы для организации, в зависимости от рода ее деятельности и от процессных потребностей.

По признанию представителей обоих лагерей (BPMN и BPEL), BPM – это такой большой зонтик, который вмещает под собой множество различных технологий и подходов. Но «не все йогурты одинаково полезны». В некоторых ситуациях BPEL – это «то, что доктор прописал», а в иных он совершенно бесполезен. Некоторые процессы стабильные и предсказуемые, другие – динамичные и нестабильные. Возникает вопрос: если BPM – это большой зонтик, то, должно быть, он должен содержать достаточно разные подходы для удовлетворения любых потребностей?

Нил предлагает при выборе технологий учитывать следующую специфику процессов: жизненный цикл, ресурсы и масштабы или область применения.

Жизненный цикл процессов

Некоторые типы процессов имеют очень короткий жизненный цикл (как, например, процессы телекоммуникационных компаний). Эти процессы, как правило, имеют продолжительность от нескольких минут до нескольких часов. В то время как другие процессы могут длиться неделями или даже годами (к примеру, процессы в страховом бизнесе).  В случаях «коротких» процессов ставка делается на повышение пропускной способности за счет высокотехнологичных решений. И в этом случае большую роль играет платформа среды исполнения.

Когда речь идет о «долгоиграющих» процессах, то тут в игру вступают другие ценности. В процессах, которые длятся годами, необходимо иметь возможность управлять состояниями объектов, откатами транзакций (компенсациями) и т.д. Более того, за такое долгое время могут измениться и условия работы, и сами процессы. В этих случаях важно сохранять текущее состояние процессов и возможность изменения процессов «на лету», без повторного их перезапуска. Следовательно, в этом случае, помимо среды исполнения (runtime), необходим адекватный инструментарий для моделирования процессов.

Ресурсы процессов

Любые процессы в той или иной мере потребляют человеческие либо системные ресурсы, при этом соотношение этих потребностей может варьироваться в зависимости от специфики процессов. Очевидно, что для процессов, потребляющих системные ресурсы, на первое место становятся механизмы интеграции. В то время как для процессов с большой долей участия людей, необходимы механизмы назначений и переназначений заданий, эскалации, повторного выполнения заданий и т.д.  И здесь необходимо определиться для себя, насколько важны вам «дружественные» интерфейсы для пользователей, работающих в процессе – хотите ли вы, чтобы пользователь имел перед собой единый интерфейс для доступа ко всем необходимым данным, или вы предпочитаете, чтобы пользователи работали с привычными приложениями так, как они привыкли это делать. В зависимости от этого вы можете предъявлять требования и к BPM-системе.

Помимо потребления человеческих и системных ресурсов, любой процесс работает с массивами информации. Это могут быть хорошо структурированные и небольшие по объему данные, или же, напротив, слабо структурированные большие объемы информации, документы, их образы и т.д. В зависимости от этого вам необходимо предусмотреть возможности хранения и управления документооборотом или же возможности интеграции с системами управления контентом.

Масштабы процессов

Процессы могут отличаться своими масштабами. Некоторые процессы ограничиваются рамками отдельного департамента, в то время как другие могут связывать несколько департаментов и даже организаций. В некоторых случаях, сторонние организации могут брать на себя ответственность за некоторые участки процесса. И в этих случаях необходимо обеспечить четкое разграничение полномочий пользователей, да и к тому же необходимо, чтобы ваш инструмент вообще позволял это делать. Контроль доступа, распределение ролей, мониторинг и анализ разного рода информации – это то, на что следует обращать внимание при выборе инструмента.

И как вывод из всего вышесказанного, Нил советует основывать свой выбор на действительных потребностях организации, но при этом отмечает, что для того, чтобы система приносила действительную пользу, она должна поддерживать все перечисленные требования.

=WJ

Комментарии
Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права