![]() ![]()
![]()
![]()
![]() ![]()
|
|||||||||
|
|||||||||
Чаще всего BPMS подразделяют на ориентированные на работу с людьми (human-to-human) и ориентированные на оркестровку информационных систем (system-to-system). Иногда дополнительно выделяют ориентированные на работу с документами (document-oriented) и на рассмотрение кейсов, т.е. «дел» (case-oriented). Это деление отражает различие не только и не столько в назначении, сколько в происхождении конкретных систем. Ведь несмотря на то, что термин BPM получил широкое распространение только примерно с 2003 года, большинство сегодняшних BPMS ведет свою родословную из 90-х:
Конечно, все разработчики стремятся, сохраняя преимущество в «своей» области, подтянуть остальные как минимум до среднего уровня. Ведь вырожденные случаи, скажем, чисто интеграционных или чисто «человеческих» процессов встречаются относительно редко, и на практике чаще приходится иметь дело со смешанными задачами. Поэтому в конце должна произойти конвергенция и BPMS избавятся от своих «родимых пятен». Но пока существующие системы до идеала – равно успешного решения всего спектра задач – не дотягивают. Не так давно Кейт Свенсон предложил более конструктивную классификацию – основанную не на предназначении/происхождении систем, а на архитектуре. Он выделяет системы с сохранением процессной модели и системы с трансформацией процессной модели. Эта классификация с разных сторон рассмотрена в серии заметок на его блоге:
В стратегии трансформации процессной модели постулируется, что на разных стадиях жизненного цикла процесса (концептуальное проектирование, моделирование, разработка, внедрение) оптимальными являются разные представления бизнес-процесса. Бизнес-аналитику больше подходит высокоуровневая бизнес-модель, а разработчику требуется что-то более конкретное и точное. Следовательно«бизнес-модель» необходимо трансформировать в «системную модель» - либо путем добавления узлов, либо путем преобразования в совершенно новую диаграмму, на которой будут представлены системные активности, необходимые для реализации в промышленной системе затребованной бизнес-модели. Эта стратегия имеет давнюю традицию в программировании. Для построения высокоуровневой модели часто используют UML. Это представление преобразуется в какой-либо язык, например C++. Требуемый результат получен, но никакого видимого сходства между исходной диаграммой UML и результирующим кодом нет. Аналогичным образом код программы компилируется, превращаясь в машинные инструкции. В процессе этих трансформаций какие-то детали утрачиваются, какие-то, наоборот, добавляются. Так как эта модель привычна для программистов, ИТ-специалисты часто склонны и на BPM смотреть под этим же углом – как на еще один способ преобразования высокоуровневой модели в исполняемый код. Здравый смысл подталкивает нас к тому, чтобы продолжать использовать подходы, которые себя оправдали, и именно эту философию проповедуют вендоры, придерживающиеся стратегии трансформации процессной модели, и в частности, те, что предлагают трансляцию из BPMN в BPEL. Альтернативой является сохранение на протяжении всего жизненного цикла единой модели процесса. В этой стратегии, когда модель переходит от аналитика к программисту, последний ее не меняет, а лишь уточняет – прописывает атрибуты узлов процесса и связывает их с программным кодом. Затем эту же модель использует движок BPMS для запуска экземпляров процесса и исполнения шагов. Это – принцип «что рисуем, то и исполняем», и эту стратегию часто выбирают поставщики BPMS, ориентированных на работу с людьми, и те, в которых реализовано непосредственное исполнение BPMN-диаграммы. Какая из двух стратегий лучше? Универсального ответа не существует – все зависит от того, с каким бизнес-процессом вы имеете дело и какие аспекты для вас являются приоритетными. Конкретно, Кейт анализирует следующие аспекты:
Объективности ради следует заметить, что Кейт является заинтересованным лицом, так как продукт его компании – Fujitsu Interstage – очевидно следует стратегии сохранения модели. Чтобы составить более полную картину, рекомендуем познакомиться с аргументами противоположного лагеря. Например, с заметкой «Why BPEL Matters» на блоге Исмаэля Галими из Intalio – пожалуй, самого активного проповедника стратегии трансформации BPMN-BPEL. =АБ Комментарии |
|||||||||
Главная | О проекте | Введение | Софт | Литература | Форум | Семинары | Ссылки | Архив новостей | Подписка на RSS-каналы | Карта сайта | Авторские права | |||||||||
|