Краткий обзор Мартовского отчета Forrester «Best Practices: Centers Of Excellence For BPM».
Результаты и перспективы создания и развития Центров компетенции BPM (Centers Of Excellence) внутри организаций и расширение этой практики для создания единого BPM-пространства между организациями.
Сразу определились: BPM рассматривается и как технология, и как методология. И создание Центров компетенции не зависит от технологического уровня.
По результатам исследования Forrester’s Enterprise And SMB Software Survey, North America And
Europe, Q3 2007, 53% респондентов подтвердили, что они используют у себя в организации BPM-технологии, 10% планируют сделать это в течение года. Явная выгода отмечается и в повышении эффективности, и в улучшении менеджмента, в большей удовлетворенности заказчиков, лучшей связанности процессов и общей оптимизации бизнеса.
И на этой оптимистической ноте вместо восклицательного знака появляется… длинное многоточие. Действительно ли вы получаете все, что можно получить от BPM? К примеру, некоторые крупные организации используют у себя более одной BPM-системы (причем, как human-, так и system- ориентированные) для разных направлений бизнеса, каналов продаж или проектов. Результат – лишняя трата времени и упущенные возможности. В отчете приведено несколько ключевых проблем:
- Применение нескольких систем повышает зависимость от ИТ
- Затраты на обучение и лицензирование
- Повторное проектирование процессов отнимает много времени и средств
- Недовольство заказчиков, если с ними работают по-разному по разным каналам продаж
Решение этих и других проблем в большинстве случаев затруднено из-за разрозненности процессов и отсутствия единого «центра управления» - Центра компетенции BPM. Исследователи Forrester выяснили, что компании, которые создали у себя подобные Центры, использовали примерно один и тот же лучший опыт:
- Назначение единого процессного управляющего
- Прочная методология не зависимо от уровня зрелости технологии
- Совмещение технической, проектной и бизнес экспертизы в Центре компетенции
- Действие «единым фронтом» с вендорами и консультантами
- Разработка KPI, связанных со стратегическими целями
Для некоторых членов Центра компетенции, таких, к примеру, как проектные менеджеры и бизнес-аналитики, работа в Центре может занимать полное (П) время, тогда как некоторые могут работать в условиях частичной (Ч) занятости. Примерный состав Центра компетенции выглядит следующим образом:
Роль | Занятость | Зона ответственности |
Исполнительный процессный управляющий | Ч | - Общее наблюдение за деятельностью Центра
- Вопросы финансирования
- Руководитель управляющего комитета
|
Управляющий комитет (Steering committee) | Ч | Распределение приоритетов проектов «Ручное» вмешательство в исключительных ситуациях Краеугольные камни, статусы, проблемы и риски проектов Совместные обсуждения для принятия решений
|
Менеджер Центра компетенции | П | Управляет ежедневными операциями и действиями Центра Разрабатывает долгосрочные стратегии Следит за соблюдением правил управления Поддерживает совместную рабочую среду
|
Проектный (ые) менеджер (ы) | П/Ч | Управляет отдельными проектами, обеспечение всех функциональных возможностей внутри бюджета Действует согласно утвержденной методологии и поддерживает совместную рабочую среду
|
Архитектор предприятия | П | Выполняет экспертизу корпоративной архитектуры Следит за тем, чтобы процессы разрабатывались при помощи определенного инструментария и соответствовали установленным стандартам Приводит базу объектов в соответствие с SOA сервисами
|
Аналитик бизнес-процессов/Архитектор процессов | Ч | Документирует имеющиеся процессы Руководит командой разработчиков новых процессов Документирует новые процессы и работает с моделерами и архитекторами над созданием прозрачных для разработки процессов
|
Моделер процессов | П | |
Команда тестирования и обеспечения качества | Ч | |
Администратор программного обеспечения | П | |
Аналитик измерений процессов | П | |
Директор по обучению | Ч | |
Для отдельных проектов |
Высший руководитель, отвечающий за проект (Executive project champion) | Ч | |
Эксперт по бизнесу (предметной области) | П | |
Несколько рекомендаций от создателей отчета для тех, кто уже сейчас создает у себя Центры компетенции:
Лучшие и следующие практики для построения Центров компетенции BPM: |
Стратегия | Тактика |
Назначение процессного управляющего | Заручитесь финансовой поддержкой на пару лет Поддерживайте сотрудничество внутри предприятия с плоской организационной структурой Давайте полномочия ИТ воплощать в жизнь правила управления
|
Развивать методологию независимо от технологии | Планируйте на любом уровне зрелости процессов Совершенствуйте общую методологию разработки и анализа процессов Формулируйте стандарты и лучшие практики для проектов, независимо от направлений бизнеса и географии Начните с ключевых процессов Ориентироваться на SOA Рассматривайте инновационные подходы к реинжинирингу процессов
|
Обобщение технической, проектной и бизнес экспертизы | Создавайте привлекательную среду для привлечения талантливых людей Проводите инвентаризацию имеющихся навыков Четко определите роли, ответственность, подчинение и обязательства
|
Действовать совместно с вендорами и консультантами | Определите методологию для создания Центра Проведите техническую экспертизу для создания репозитария объектов Изучайте лучшие практики успешных клиентов Используйте в своих интересах временную техподдержку
|
Разработка KPI, связанных со стратегическими целями | Разделите KPI по категориям пользователей Выберите метрики, которые связаны с KPI Совершенствуйте эти метрики Разработайте KPI, которые будут связаны со стратегическими целями организации
|
Стратегия будущего |
Программа ежегодной «настройки» плюс внешняя экспертиза для новых перспектив Координируйте работу Центра компетенции BPM с Центрами компетенции SOA и CRM для того, чтобы усилить эти технологии Включить внешних держателей акций в Центр компетенции В некоторых случаях целесообразно иметь отдельные Центры компетенции (или разные ветви одного Центра) для разных типов процессов (как, например, для внешних процессов (выходящих на заказчика), для внутренних процессов, для интеграции и т.д.)
|
И для убедительности список компаний, которые были опрошены при составлении отчета:
Animal Health Services (GD) | B3G | Bank of America |
Branch Banking and Trust (BB&T) | Emerald Software Group | Fujitsu |
IBM | JPMorgan Chase | Lehman Brothers |
Lombardi Software | Pegasystems | Savvion |
Software AG | TD Banknorth | TIBCO Software |
UBS | | |
Авторы отчета: Mary Pilecki и Andy Salunga (при участии: Sharyn C. Leaver, Connie Moore, Colin Teubner, and Mary Ann Rogan)
=WJ
Комментарии