|
Сегодняшняя точка зрения Гартнер на перспективы BPM.
Обширный (23 страницы) и очень содержательный отчет от ведущих аналитиков Гартнер. Как известно, Гартнер время от времени делает «предсказания», которые имеют свойство сбываться — отчасти потому, что на них ориентируются лица, принимающие решения. В рассматриваемом отчете таких «само-сбывающихся предсказаний» много даже для Гартнера, вот некоторые из них: - Компании, внедрившие BPM до 2009 г., по меньшей мере до 2012 г. будут пользоваться преимуществами более высокой производительности (называется прирост от 15% до 150%).
- В результате, фондовый рынок станет уделять возрастающее внимание качеству бизнес-процессов в своих оценках будущих доходов и, как следствие, текущей рыночной стоимости компаний.
- Ведущие корпорации уже начинают смотреть на себя и на свои отрасли скорее как на множество процессов, чем на множество функций, территорий и компаний. Такая точка зрения будет только усиливаться и к 2009 г. станет преобладающей. К 2012 г. уже большинство компаний приобретет опыт BPM и встанет на путь перманентного усовершенствования бизнес-процессов.
- В более отдаленной перспективе главными преимуществами предприятий, внедривших BPM, станет открытость к кооперации с партнерами и готовность к радикальным инновациям в способах ведения бизнеса.
- Восприятие идей BPM, как правило, будет идти от тактических инициатив по автоматизации потоков работ к глубокой трансформации предприятия от функционального к процессному управлению, затрагивающей все аспекты его деятельности. В период по крайней мере до 2008 г. рекомендуется думать стратегически, а действовать тактически, особенно на начальных стадиях внедрения BPM.
- К 2008 г. произойдет глубокая смена ИТ-архитектуры: ERP-вендоры, увязав функциональность бизнес-приложений с технологией BPM, превратятся в поставщиков гибких платформ автоматизации бизнес-процессов.
- В компаниях, внедривших BPM, деятельность ИТ-подразделений в период до 2012 г. будет смещаться в направлении разработки программных «оберток», превращающих унаследованные приложения в сервисы, и сопутствующего абстрагирования, вычленения логики бизнес-процессов из этих приложений.
- ИТ-подразделения будут являться катализатором BPM, внедряя его в собственной деятельности. ИТ-процессы будут во все большей степени следовать стандартизованным образцам. Во многих компаниях ИТ-подразделения эволюционируют в «центры компетенции BPM».
Поскольку мы все-таки имеем дело не с маркетинговой агиткой, а с серьезным аналитическим исследованием, не обошлось без ложки дегтя, и даже не одной: - Основное препятствие на пути распространения BPM — инерция, традиция, сложившиеся интересы. В некоторых компаниях этот барьер столь велик, что взять его они смогут только под угрозой банкротства, недружественного поглощения, серьезного сокращения рыночной доли или другого экстраординарного события. В любом случае, для преодоления барьера, как минимум, необходим сильный лидер. Тактический прием, который поможет сломить барьер — назначить каждому главному бизнес-процессу (а таковых в компании, как правило, бывает от 5 до 15) отвечающего за него топ-менеджера.
- Основной технологический риск — недостаток готовых прикладных сервисов. Для того чтобы его обойти, рекомендуется начинать с бизнес-процессов, в которых велика доля работ, выполнямых людьми и где такие сервисы не нужны.
- Нынешний интерес к BPM во многом связан со снижением темпов экономического роста в 2000-х годах. Если вернется быстрый рост 90-х, интерес компаний может повернуться от оптимизации процессов к бизнес-экспансии.
- В обозримой перспективе будет наблюдаться дефицит специалистов в области BPM. Люди бизнеса в большинстве своем не приучены продумывать бизнес-процессы до деталей, а ИТ-специалисты находятся вне бизнес-контекста. Соответственно, успех будет способствовать специалистам, которым окажется посилам роль посредника между теми и другими.
Впрочем, к последнему предостережению самим ИТ-специалистам следует относиться, очевидно, не как к проблеме, а как к новым открывающимся перспективам.
— АБ
Комментарии
|